В 1966 г. фирма ФИАТ (Италия) начала массовый выпуск новой модели малолитражного легкового автомобиля ФИАТ-124 с классической компоновкой, который, обладая простотой и надежностью, свойственной этой схеме, удивил всех просторным и комфортабельным (не по классу) салоном, весьма емким, глубоким багажником и отличными ездовыми качествами, благодаря чему был заслуженно признан самым удачным и популярным автомобилем года.
Успех был достигнут прежде всего благодаря увеличению ширины автомобиля по сравнению с другими малолитражными машинами. Чтобы сделать это возможным, конструкторам пришлось немало потрудиться над обеспечением хорошей управляемости и устойчивости автомобиля в отношении возникновения заноса; сделать это тем труднее, чем больше отношение колеи колес к базе. Компактный двигатель позволил укоротить капот и соответственно удлинить салон, что дало возможность почти полностью избежать внедрения в него колесных ниш как передних, так и задних колес. Первое избавило водителя и сидящего рядом с ним пассажира от помех для ног, а второе сделало вполне удобной посадку левого и правого пассажиров на заднем сиденье. Кроме того, весь салон оказался «в базе» (между передними и задними колесами) автомобиля, т. е. в зоне наибольшего комфорта с точки зрения вертикальных колебаний кузова.
Удлинение салона позволило также увеличить ширину дверей, что сделало очень удобными вход в автомобиль и выход из него. Вследствие увеличенной ширины салона раздельные передние сиденья удалось отодвинуть от боковых стенок кузова, а это существенно улучшило комфортабельность для водителя и сидящего рядом с ним пассажира. Перед сиденьем пассажира оказалось возможным разместить в переднем щитке весьма просторный вещевой ящик.
С целью увеличения полезного объема и глубины багажника было найдено и осуществлено остроумное конструктивное решение — вертикальное расположение по его краям топливного бака и запасного колеса.
В результате конструкторам ФИАТ-124 удалось отыскать скрытые резервы, которые все еще таились в «классической» компоновке, и, сохранив ее преимущества, создать автомобиль, который сразу пришелся по вкусу самому широкому кругу покупателей. Все это дало основание принять ФИАТ-124 за прототип нового, создаваемого для нашей страны наиболее массового малолитражного автомобиля, который впоследствии получил наименование ВАЗ-2101 «Жигули». Жизнь показала, что это решение было правильным.
Однако несмотря на свои преимущества, автомобиль ФИАТ-124 в том виде, в каком он выпускался в Италии в 1966 г., не мог быть непосредственно поставлен на производство в нашей стране. Как показали проведенные в очень большом объеме в Научном автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) исследования и испытания, ФИАТ-124, несмотря на свои преимущества, обладал целым рядом недостатков, особенно существенных для нашей страны с ее более тяжелыми, чем в Западной Европе, климатическими и дорожными условиями; ведь недаром говорят, что не может быть хорошего или плохого автомобиля вне зависимости от условий эксплуатации. Так, были выявлены недостаточные прочность кузова, долговечность тормозов, целый ряд Других недостатков. Потребовался большой многолетний труд работников НАМИ, которые вместе с представителями строившегося в то время Волжского автомобильного завода и фирмы ФИАТ внесли в конструкцию автомобиля много изменений с тем, чтобы, сохранив заложенные в нем хорошие качества, создать автомобиль, который был бы действительно удобным, надежным и долговечным при его эксплуатации в нашей стране.
Большие изменения были внесены в кузов, который стал несравненно более прочным. Установленный на первых представленных образцах ФИАТ-124 устаревший двигатель с нижним расположением распределительного вала был заменен вполне современным, пригодным для дальнейшей форсировки двигателем мощностью 62 л. с. с верхним расположением распределительного вала, что позволило в последующем создать для семейства автомобилей «Жигули» двигатели мощностью 70 (для ВАЗ-21011), 77 (для ВАЗ-2103) и 80 л.с. (для ВАЗ-2106). Дисковые тормоза задних колес, у которых фрикционные накладки колодок быстро изнашивались вследствие интенсивного загрязнения, были заменены барабанными, оказавшимися весьма долговечными; кроме того, это мероприятие позволило повысить эффективность ручного тормоза. Толщина фрикционных накладок колодок дисковых тормозов передних колес была увеличена. Улучшения коснулись также антикоррозийной защиты кузова, пусковых качеств двигателя, стеклоочистителей (был введен «прерывистый» режим работы последних) и многих других систем и агрегатов. Многие из этих улучшений были внедрены фирмой ФИАТ на автомобилях, выпускаемых ею в Италии.
В итоге сегодняшние «Жигули», помимо компоновочных преимуществ, о которых говорилось выше, обладают рядом ценных качеств и особенностей, о которых стоит сказать особо.
Кузов автомобиля в .целях повышения пассивной безопасности имеет переменную жесткость по длине. Капот и багажник сделаны более податливыми, чем центральная часть, в которой расположен пассажирский салон. Благодаря этому в случае лобового столкновения или удара сзади капот или багажник относительно легко деформируется, поглощая при этом кинетическую энергию удара; в то же время центральная часть кузова деформируется мало, а это уменьшает вероятность получения водителем и пассажирами тяжелых травм.
Высокая в целом надежность автомобиля еще больше подчеркивается тем, что в отличие от многих других машин неисправности, коль скоро уж они возникают, обычно не приводят к быстрому и полному отказу автомобиля в дороге, а нарастают постепенно, давая возможность водителю не только доехать до места стоянки, но и подготовиться к проведению ремонтных работ. Сказанное относится к износу сцепления, карданных шарниров, ряда других узлов и деталей. Исключение составляют элементы системы зажигания, выход из строя которых может произойти внезапно.
Приятными особенностями двигателя являются его высокая приемистость, т. е. способность легко и быстро набирать обороты после резкого нажатия на педаль акселератора, а также способность устойчиво работать на малых оборотах холостого хода и развивать достаточную мощность вскоре после холодного пуска. Эти качества достигнуты благодаря тщательной отработке карбюратора и впускного тракта, в частности, благодаря обогреву корпуса дросселей рабочей жидкостью, отбираемой от системы охлаждения двигателя.
«Жигули» отличаются низким уровнем внутреннего шума и вибраций, что особенно заметно при интенсивных разгонах и движении с высокими скоростями. Это удалось достигнуть благодаря продуманной системе шумо- и виброизоляции отсека двигателя, всего кузова, тщательной балансировке вращающихся деталей, а также эффективной системе глушения шума выпуска; последнее снижает уровень не только внутреннего, но и внешнего шума.
Своеобразной и очень денной особенностью «Жигулей» является оснащение их весьма эффективными вспомогательными системами и устройствами, которые в ряде случаев превосходят соответствующие системы автомобилей более высокого класса. Так, например, устанавливаемый на «Жигули» аккумулятор 6СТ-55 хотя и имеет меньшую номинальную емкость (55 А·ч), чем аккумулятор 6СТ-60, используемый на автомобилях ГАЗ-24 «Волга», но благодаря более высоким электрическим характеристикам (меньшая толщина и большее число пластин) обеспечивает на стартерном режиме больший разрядный ток (191 А против 180). Мощность стартера «Жигулей» (1,77 л. с.) не имеет себе равных среди отечественных автомобилей с бензиновыми двигателями (мощность стартера «Москвич-412» — 1,1 л. с., ГАЗ-24 — 1,4 л. с., грузового автомобиля ЗИЛ-130 — 1,5 л. с.). Генератор «Жигулей» также отличается повышенной мощностью.
Впервые примененная в отечественной практике система охлаждения с расширительным бачком, предотвращающим образование паровоздушных пробок, и с термостатом, практически полностью прекращающим циркуляцию жидкости при холодном двигателе, предопределяет быстрый прогрев двигателя, его надежное охлаждение, в том числе и в самых тяжелых условиях, эффективную работу системы отопления и позволяет обойтись без жалюзи радиатора с ручным приводом.
Двигатель в целом отличается весьма высокими надежностью и долговечностью. Установленная норма его пробега до капитального ремонта (100 тыс. км) на практике в условиях эксплуатации автолюбителями перекрывается в 1,5—2 раза и более.
Коробка передач обеспечивает на протяжении всего срока службы двигателя до капитального ремонта легкость и четкость переключений при коротких ходах рычага. Большая долговечность и эффективность синхронизаторов достигнуты благодаря высокой точности изготовления деталей и увеличенному размеру колец.
Карданная передача состоит из двух относительно коротких карданных валов с упругой промежуточной опорой, что в сочетании с эластичной муфтой на вторичном валу коробки передач обеспечивает поглощение возникающих вибраций.
Дисковые тормоза передних колес обладают большими преимуществами по сравнению с барабанными: при равном усилии на тормозной педали они позволяют получить более интенсивное и плавное замедление автомобиля, равномерно «берут» как с левой, так и с правой стороны, благодаря чему автомобиль при торможении продолжает двигаться по прямой, лучше охлаждаются и, следовательно, не снижают своей эффективности в результате перегрева при длительных и многократных торможениях. В гидравлический привод тормозов впервые в отечественной практике включен регулятор давления, который автоматически изменяет интенсивность торможения задних колес в зависимости от приходящейся на них нагрузки; это уменьшает вероятность блокировки (юза) задних колес и возникновения заноса автомобиля.
Задняя подвеска автомобиля — не рессорная, как это обычно практикуется, а пружинная с реактивными штангами. Это более прогрессивное решение. Такая подвеска улучшает плавность хода автомобиля.
В схеме электрооборудования впервые применен штеккерный монтаж, т. е. соединение проводов с помощью не резьбовых соединений, а легкоразъемных, но вполне надежных штеккеров.
Устройство органов управления световой сигнализацией— расположение переключателя света на руле, наличие «мигалки»—хорошо функционально продумано и, как теперь признано, значительно удобнее, чем обычная схема (центральный переключатель на переднем щитке и ножной переключатель ближнего и дальнего света).
Многочисленные контрольные лампы облегчают контроль за работой различных систем двигателя, предупреждают водителя о неисправности гидравлического привода тормозов (в моделях ВАЗ-2103, -2106 и -21011), а также напоминают ему о малом запасе топлива, включенном положении ручного тормоза и вытянутой рукоятке управления воздушной заслонкой карбюратора (последнее — только в автомобилях ВАЗ-2103 и -2106).
Автомобили «Жигули» отличаются малой трудоемкостью ухода и текущего ремонта. Это связано с их общей высокой надежностью, необычно большой периодичностью технического обслуживания (через 10 тыс. км для обкатанного автомобиля), практическим отсутствием пресс-масленок, заменой во многих случаях шплинтов самоконтрящимися гайками, а также применением новых высококачественных масел, смазок и рабочих жидкостей.
Нужно сказать, что при всех положительных свойствах, о которых мы сказали, для «Жигулей» характерен относительно малый собственный вес, что также свидетельствует о высоком техническом уровне их конструкции.
В итоге созданный на базе ФИАТ-124 автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули» вобрал в себя все лучшее от своего прототипа и, будучи хорошо приспособленным для наших условий, оказался среди автомобилей своего класса на уровне лучших зарубежных образцов.
То же относится и к другим моделям семейства «Жигулей».