Примечание. Снятие двигателя на этих автомобилях — это труднее работа, особенно для механика-любителя, работающего дома. Вследствие конструкции автомобиля изготовитель предписывает снимать двигатель в сборе с коробкой передач (в блоке с ведущим мостом) как единый узел снизу автомобиля, а не извлекать сверху. С помощью напольного домкрата и надежных опор автомобиль невозможно поднять достаточно высоко или поддержать достаточно безопасно, чтобы извлечь двигатель в сборе с коробкой передач снизу из-под автомобиля. Изготовитель рекомендует выполнять снятие двигателя в сборе с коробкой передач только с помощью автомобильного подъемнике рамного типе.
Примечание. Имейте в виду, что при выполнении этой процедуры, чтобы выполнять некоторые действия, вам потребуется регулировать высоту автомобиля с помощью автомобильного подъемника.
Снятие
1. Поставьте автомобиль над автомобильным подъемником ремонтного типа, подведите рычаги подъемника под место для установки домкрата на автомобиле. Поднимите подъемные рычаги до их контакта с автомобилем, но не настолько, чтобы колеса автомобиля оторвались от пола.
2. Сбросьте давление в топливной системе (см. главу 4).
3. На моделях Highlander с двигателем V6 2004 г. и позднее и всех моделях Lexus снимите верхнюю панель капота/отражатель коробки воздухопритока (см. главу 11).
4. На моделях Highlander с двигателем V6 2004 г. и позднее и всех моделях Lexus снимите рычаги очистителя ветрового стекла и электродвигатель очистителя ветрового стекла (см. главу 12).
5. Не моделях Highlander с двигателем VB 2004 г. и позднее и всех моделях Lexus снимите нижнюю панель капота (см. главу 11).
6. Снимите аккумулятор и полку аккумулятора (см. главу 5).
7. Снимите корпус воздушного фильтра и впускной воздухопровод (см. главу 4).
8. Отсоедините трос акселератора от корпуса дроссельной заслонки (см. главу 4) (при наличии).
9. Отсоединила трос системы круиз-контроля от корпуса дроссельной заслонки (при наличии).
10. Отсоедините трос переключения передач от коробки передач в блоке с ведущим мостом (см. главу 7).
11. Снимите генератор (см. главу 5).
12. Снимите компрессор кондиционера, не отсоединяя от него магистрали хладагента (см. главу 3). Привяжите компрессор в стороне (но не к подрамнику).
13. Отсоедините промежуточный вал от рулевого механизма (см. главу 10).
14. Отсоедините питающий топливный шланг от топливной рампы (см. главу 4). Заглушите магистраль и штуцер.
15. Четко отметьте с помощью ярлычков и наклеек все отсоединяемые элементы, отсоедините все вакуумные магистрали и шланги систем уменьшения уровня вредных выбросов, рассоедините электрические разъемы и отсоедините шины мессы, соединяющие двигатель и коробку передач с шасси автомобиля. Для маркировки элементов хорошо подходит малярная лента и/или краска (рис. 7.15). При необходимости сделайте фотографии или карандашные эскизы расположения элементов и кронштейнов.
Ряс. 7.15. Отметьте оба конца каждого провода или шланга перед его отсоединением
16. С помощью шприца откачайте как можно больше жидкости из бачка усилителя рулевого управления. Отсоедините шланг усилителя рулевого управления от возвратной магистрали.
17. Снимите реактивную тягу опоры двигателя (см. главу 2А или 2Б). Также снимите соответствующий опорный кронштейн с головки цилиндров.
18. Отсоедините электропроводку от главной коробки плавких предохранителей/реле в моторном отделении (см. главу 5. рис. 4.4, б). Рассоедините все остальные электрические разъемы, установленные в жгуте электропроводки, идущем к РСМ.
19. Отпустите гайки передних колес и гайки полуосей/ступиц (см. главу 8).
20. Поднимите автомобиль не подъемника и снимите передние колеса.
21. Снимите секции нижней защиты двигателя (см. главу 2А или 2Б). Также снимите локеры и уплотнители фартуков крыльев (см. главу 11).
22. Отсоедините стойки стабилизатора от стабилизатора поперечной устойчивости и наконечники рулевых тяг от поворотных кулаков (см. главу 10).
23. Снимите полуоси (см. главу 8).
24. На полноприводных моделях снимите карданный вал (см. главу 8).
25. На полноприводных моделях слейте масло из раздаточной коробки (см. главу 1).
26. Слейте охлаждающую жидкость двигателя (см. главу 1).
27. Слейте моторное масло (см. главу 1).
28. На моделях с четырехцилиндровыми двигателями отсоедините магистрали от отдельно установленного масляного радиатора (см. главу 3).
29. Слейте масло из коробки передач в блоке с ведущим мостом (см. главу 1).
30. Выверните болты крепления планшайбы к гидротрансформатору (рис. 7.30, а, б). Также отсоедините шланги от теплообменника трансмиссионной жидкости (см. главу 7).
Рис. 7.30,а. Выверните болты крепления технологической крышки на передней секции картере коробки передач в блоке с ведущим мостом...
Рис. 7.30,6. ...затем выверните болты крепления гидротрансформатора
31. Отсоедините гидравлические магистрали от насоса усилителя рулевого управления. Отсоедините нагнетательную и возвратную магистрали от усилителя рулевого управления.
32. Выверните соответствующие болты и отсоедините выпускную трубу от выпускного коллектора в сборе с каталитическим нейтрализатором (при необходимости на двух рядах цилиндров (см. главу 2А или 2Б), а затем снимите переднюю секцию системы выпуска (см. главу 4).
33. Опустите автомобиль и отсоедините шланги радиатора и шланги отопителя от двигателя. Снимите радиатор (см. главу 3).
34. Поддержите двигатель в сборе с коробкой передач сверху с помощью подъемного устройства. Подсоедините цепь подъемного устройства к такелажные кронштейнам. Если такелажные кронштейны или крюки не предусмотрены, подъемные крюки можно приобрести в магазине автозапчастей или в отделе запасных частей у дилера. В качестве альтернативы вы можете прикрепить цепи к некоторым элементам двигателя, которые достаточно прочны, чтобы принять на себя вес двигателя, а их расположение обеспечивает хорошее равновесие. Если закрепляете цепь на шпильке на двигателе или используете болт, проходящий через цепь и входящий в резьбовое отверстие, установите между гайкой/головкой болта и цепью шайбу и надежно затяните гайку или болт.
Внимание! Не работайте под двигателем/коробкой передач в блоке с ведущим мостом, когда агрегат поддерживается только подъемным устройством.
35. Устраните слабину цепей/строп подъемного устройства, но только настолько, чтобы возникло лишь незначительное натяжение. Расположите цепь/стропы на подъемном устройстве так, чтобы двигатель в сборе с коробкой передач находился в горизонтальном равновесном положении.
Примечание. В зависимости от конструкции подъемного устройства для двигателя может оказаться полезным расположить подъемное устройство сбоку от автомобиля, чтобы при опускании двигателя в сборе с коробкой передач агрегат находился между опорами подъемного устройства.
Примечание. Стропы или цепь должны иметь достаточную длину, позволяющую опустить двигатель в сборе с коробкой передач с помощью подъемного устройства так, чтобы подъемный рычаг не задевал автомобиль.
36. Поддержите подрамник с помощью пары напольных домкратов. Еще раз убедитесь в отсутствии каких-либо шлангов или электропроводки между подрамником и автомобилем. Выверните болты и снимите опоры силового агрегата с подрамника (см. главу 2А или 2Б). Выверните болты крепления подрамника (см. главу 10) и опустите его на пол, а затем извлеките его из под автомобиля.
Внимание! В зависимости от конструкции подъемного устройства для двигателя это может оказаться сложно, но обязательно позаботьтесь о надежной поддержке подрамника перед вывинчиванием болтов его крепления.
37. Еще раз убедитесь в том, что нет никаких элементов, соединяющих двигатель или коробку передач с автомобилем. При необходимости отсоедините все, что препятствует снятию двигателя, отметив соединения подходящими ярлычками.
38. Опустите двигатель в сборе с коробкой передач (рис. 7.38). Как только двигатель в сборе с коробкой передач будет опущен на пол, отсоедините от него цепи/ стропы подъемного устройства и приподнимите автомобиль настолько, чтобы силовой агрегат можно было извлечь из-под автомобиля.
Рис. 7.38. После снятия надрамника спустите двигатель в сборе с коробкой передач на пол
39. Снова подсоедините цепь или стропы, чтобы поддержать двигатель в сборе с коробкой передач.
40. Поднимите двигатель в сборе с коробкой передач, затем подведите под двигатель деревянные бруски или другой напольный домкрат, не отсоединяя от двигателя стропы или цепь. Поддержите коробку передач в блоке с ведущим мостом другим напольным домкратом, предпочтительнее со специальным переходником для головки домкрата для коробки передач в блоке с ведущим мостом. В этот момент можно вывернуть соответствующие болты и снять раздаточную коробку (модели 4WD — см. главу 7). Будьте очень осторожны, убедитесь в надежности опор под элементами, чтобы они не опрокинулись при отсоединении.
41. Выверните болты крепления коробки передач в блоке с ведущим мостом к двигателю и отделите коробку передач от двигателя.
42. Подсоедините подъемную цепь к двигателю, а затем поднимите двигатель и закрепите его на соответствующем стенде.
Установка
43. Установка выполняется в последовательности, обратной снятию, с учетом следующих моментов:
- а) Проверьте опоры двигателя/коробки передач в блоке с ведущим мостом. Если они изношены или повреждены, замените их.
- б) Подсоедините коробку передач в блоке с ведущим мостом к двигателю, следуя процедуре, описанной в главе 7.
- в) При установке подрамника затяните болты крепления подрамника предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы.
- г) Затяните гайки полуосей/ступиц предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы. Затяните все элементы крапления рулевого привода и подвески предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы. Затяните гайки колес предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы
- д) Заправьте двигатель охлаждающей жидкостью и маслом. Залейте рабочую жидкость в бачок усилителя рулевого управления. Залейте трансмиссионное масло в коробку передач в блоке с ведущим мостом (см. главу 1).
- е) Подсоедините аккумулятор (см. параграф 1 главы 5).
- ж) Запустите двигатель и проверьте правильность его работы. Проверьте двигатель на наличие утечек. Выключите двигатель и снова проверьте уровни рабочих жидкостей.