Примечание. Перед снятием поршней в сборе с шатунами снимите головку цилиндров, масляный поддон и верхнюю (алюминиевую) секцию масляного поддона (см. главу 2А или 2Б). Кроме того, на четырехцилиндровых двигателях снимите валы системы уравновешивания (см. параграф 9).
1. Проверьте ногтем поверхность цилиндра: не образовался ли гребень не верхнем краю зоны перемещения колец при возвратно-поступательном движении поршня в цилиндре (приблизительно 6 мм от верха каждого цилиндра). Если отложения нагара или износ цилиндра вызвали образование гребня, следует полностью удалить его с помощью специального инструмента (рис. 10.1). Следуйте инструкциям изготовителя инструмента. Если перед извлечением поршней в сборе с шатунами гребни не уделить, это может привести к поломке поршня.
Рис. 10.1. Перед снятием поршней удалите с помощью соответствующей развертки гребни в верхней зоне цилиндра
2. После удаления гребней в цилиндрах переверните двигатель таким обрезом, чтобы коленчатый вал находился сверху.
3. Перед снятием поршней в сборе с шатунами с помощью щупа проверьте осевые зазоры в головках шатунов. Вставьте щуп между первым шатуном и упорной поверхностью коленчатого вала (рис. 10.3). Щуп должен входить по плотной скользящей посадке. Повторите эту процедуру на каждом шатуне. Осевой зазор равен толщине щупа. Узнайте на станции технического обслуживания предельное сервисное значение для зазора. Если зазор превышает предельное сервисное значение, потребуются новые шатуны. Если устанавливаются новые шатуны (или новый коленчатый вел), осевой зазор может оказаться меньше минимального допустимого значения. В этом случае шатуны потребуется механически обработать для восстановления правильного зазора. При необходимости консультируйтесь на специализированной станции технического обслуживания.
Рис. 10.3. Проверьте осевые зазоры в шатунах
4. Проверьте шатуны и крышки на наличие идентификационной маркировки (рис. 10.4). Если четкой маркировки нет, нанесите кернером соответствующее количество точек на каждый шатун и соответствующую крышку (1, 2, 3 и т.д., в зависимости от цилиндра, к которому они относятся).
Рис. 10.4. Если шатуны и крышки подшипников шатунов не имеют маркировки, нанесите на крышки подшипников номера соответствующих цилиндров. Не перепутайте маркировку, показанную здесь, с номерами шатунов; это идентификационная маркировка размера подшипника
5. Отпустите каждый из болтов крепления крышек подшипников шатунов, вывинчивая не ½ оборота за подход, до появления возможности вывинчивания болтов рукой. Снимите крышку подшипника шатуна №1 и соответствующий вкладыш подшипника. Не извлекайте вкладыш подшипника из крышки.
6. Снимите вкладыш подшипника и извлеките поршень в сборе с шатуном через верх двигателя. Используйте деревянную или пластиковую ручку молотка для нажатия на посадочную поверхность для верхнего вкладыша в шатуне.
7. Если чувствуется сопротивление, еще рез проверьте, полностью ли удален гребень в цилиндре.
8. Повторите процедуру на остальных цилиндрах.
9. После снятия соберите крышки и вкладыши подшипников шатунов с соответствующими шатунами, вверните болты и затяните их усилием руки. Оставление старых вкладышей подшипника на месте до сборки поможет предотвратить случайное повреждение рабочих поверхностей в шатунах.
10. Поршни и шатуны теперь готовы к осмотру и ремонту, который следует выполнить на станции технического обслуживания.
Установка поршневых колец
11. Перед установкой новых поршневых колец следует проверить зазоры в замках колец. Принимается, что зазор поршневого кольца в канавке уже проверен и признан правильным.
Примечание. Поршни и шатуны можно устанавливать только после установки коленчатого вала (см. параграф 11).
12. Разложите поршни в сборе с шатунами и новые комплекты колец так, чтобы при измерении зазоров в стыке и сборке двигателя комплекты колец были согласованы с одним и тем же поршнем и цилиндром
13. Вставьте верхнее (№1) кольцо в первый цилиндр и расположите его перпендикулярно стенкам цилиндра, нажимая не него днищем поршня (рис. 10.13). Кольцо должно располагаться около основания цилиндра, на нижнем краю зоны перемещения колец.
Рис. 10.13. Вставьте верхнее кольцо цилиндр, а затем с помощью поршня втолкните его вниз на штатную глубину, чтобы кольцо не было перекошено в цилиндре
14. Для измерения зазора в стыке введите щуп между торцами замка кольца, пока не найдете щуп, толщина которого равна ширине зазора (рис. 10.14). Щуп должен входить между торцами замка кольца с незначительным сопротивлением. За сведениями по правильным значениям зазора в замке для конкретного двигателя обратитесь к дилеру. Если зазор больше или меньше нормы, прежде чем продолжить, снова убедитесь в правильности типа используемых колец.
Рис. 10.14. Расположив кольцо перпендикулярно стенкам цилиндра, измерьте щупом зазор в замке кольца
15. Если зазор слишком мал, его следует увеличить, так как в противном случае торцы замка кольца при работе двигателя могут войти в контакт друг с другом, что может привести к серьезному повреждению двигателя. Зазор в замке можно увеличить, очень аккуратно припилив торцы стыка мелким напильником. Зажмите напильник в тисках с мягкими губками и надвиньте кольцо на напильник таким образом, чтобы концы кольца контактировали с поверхностью напильника. Затем медленно перемещайте кольцо, чтобы снять материал с концов. При выполнении этой операции перемещайте кольцо только от внешнего края зажатого напильника в направлении тисков (рис. 10.15).
Рис. 10.15. Если зазор в замке кольца слишком мал, зажмите напильник в тисках, как показано, и припилите торцы замка поршневого кольца. Позаботьтесь об обеспечении параллельности приваливаемых торцов и надфилем удалите все неровности и заусенцы
18. Повышенный зазор в замке не критичен, если он не превышает приблизительно 1 мм. Снова убедитесь в правильности типа используемого кольца.
17. Повторите процедуру для каждого кольца, которое будет установлено в цилиндр №1, и для каждого кольца в остальных цилиндрах. Не забывайте о поддержании соответствия колец, поршней и цилиндров.
18. После проверки зазоров в замках колец и выполнения необходимой корректировки кольца можно установить на поршни.
Применение. На двигателях V6 поршни для левого ряда цилиндров отмечены или буквой L, или одиночной круглой меткой на передней стороне поршня. Поршни для первого ряда цилиндров отмечены или буквой R, или двумя круглыми метками на передней стороне поршня.
19. Обычно первым устанавливается маслосъемное кольцо (самое нижнее на поршне). Оно состоит из трех отдельных элементов. Вставьте расширительный элемент в канавку (рис. 10.19, а). Если имеется выступ, препятствующий вращению кольца, вставьте его в отверстие, просверленное в канавке. Затем аналогичным способом установите верхний элемент кольца (рис. 10.19, б). Не используйте приспособление для установки поршневых колец на крайних элементах маслосъемного кольца, так как они могут быть повреждены. Вместо этого введите один конец этого крайнего элемента в зазор между дистанционным элементом/расширителем и стенкой канавки, надежно придержите его на месте и проведите пальцем по периметру поршня, вталкивая крайний элемент маслосъемного кольца в канавку. В заключение установите нижний элемент кольца.
Рас. 10.19, а. Установка дистанционного элемента/расширительного кольца в канавку для маслосъемного кольца
Рис. 10.19, б. Не используйте приспособление для установки поршневых колец при установке верхнего и нижнего элементов маслосъемного кольца
20. После установки трех элементов маслосъемного кольца убедитесь в том, что и верхний и нижний элементы кольца могут свободно и плавно проворачиваться в соответствующих канавках.
21. Следующим устанавливается кольцо №2 (среднее). Обычно на нем выбита маркировка, которая должна быть обращена к днищу поршня. Не перепутайте верхнее и среднее кольца, поскольку они имеют различное поперечное сечение.
Примечание. Обязательно следуйте инструкциям, данным на упаковке с кольцами. Различные изготовители могут предписывать различные способы установки.
22. Используйте приспособление для установки поршневых колец и позаботьтесь о том, чтобы маркировка была обращена к днищу поршня, а затем вставьте кольцо в среднюю канавку на поршне (рис. 10.22). Не разжимайте кольцо больше, чем это действительно необходимо для его надевания на поршень.
Рис. 10.22. Используйте специальное приспособление для установки поршневых колец №2 в №1 (верхнего). Проследите за там, чтобы установочная метка на поршневом кольце(ах) была обращена к днищу поршня
23. Аналогично установите кольцо №1 (верхнее). Проследите за тем, чтобы маркировка была обращена кверху. Будьте внимательны, чтобы не перепутать кольца №1 и №2.
24. Повторите процедуру для остальных поршней и колец.