26. Снимите крышку с шатуна № 1 (обратитесь к меткам, сделанным при снятии).
27. Уберите «старые» вкладыши подшипников и протрите рабочие поверхности под подшипники в шатунах и крышках чистой безворсовой тканью. Они должны быть безупречно чистыми.
Проверка радиальных зазоров в подшипниках шатунов
28. Очистите тыльные стороны новых верхних вкладышей подшипников и установите их в шатуны. Проследите за тем, чтобы выступ на вкладыше входил в выемку в шатуне. Не используйте молоток при установке вкладыша на место и будьте очень осторожны, чтобы тем или иным образом не повредить поверхность подшипника. Не смазывайте подшипник на этой стадии.
29. Очистите тыльную сторону другого вкладыша подшипника и установите его в крышку шатуна. И на этот раз позаботьтесь о том, чтобы выступ на вкладыше входил в выемку в крышке. Не наносите смазку. Очень важно, чтобы при сборке сопрягаемые поверхности подшипника и шатуна были абсолютно чистыми и на них не было смазки.
30. Расположите замки поршневых колец по окружности поршня, как показано (рис. 10.30, а, б).
Рис. 10.30, а. На четырехцилиндровых двигателях перед установкой поршня в сборе с шатуном расположите замки поршневых колец, как показано здесь:
А — Замок верхнего компрессионного кольца и замок дистанционного элемента/расширителя маслосъемного кольца
В — Замок второго компрессионного кольца
С — Замок верхнего элемента маслосъемного кольца
D — Замок нижнего элемента маслосъемного кольца
Рис. 10.30, б. На двигателях VG перед установкой поршня в сборе с шатуном расположите замки поршневых колец, как показано здесь
31. Смажьте поршень и кольца чистым моторным маслом и установите на поршень приспособление для сжатия поршневых колец. Чтобы направить поршень в цилиндр, оставьте свободный участок юбки поршня длиной приблизительно 6 мм. Кольца следует сжать настолько, чтобы они были расположены заподлицо с поршнем.
32. Проверните коленчатый вал настолько, чтобы шатунная шейка №1 была расположена в положении НМТ (нижней мертвой точки), и обильно нанесите моторное масло на стенки цилиндра.
33. Расположив поршень таким образом, чтобы маркировка на его днище (одна или две точки, см. примечание в п. 18) была обращена в направлении переднего края двигателя (к ремню/цепи газораспределительного механизма), аккуратно вставьте поршень в сборе с шатуном в цилиндр №1 и упритесь нижним концом приспособления для сжатия поршневых колец в блок цилиндров.
Примечание. На шатуне также имеется отметка, которая должна быть обращена в правильном направлении. На всех моделях маркировка на шатунах должна быть обращена к переднему краю двигателя (к ремню/цепи газораспределительного механизма).
34. Обстучите верхний край приспособления для сжатия поршневых колец, чтобы ввести его в контакт с блоком цилиндров по всему периметру.
35. Легкими ударами по днищу поршня концом деревянной или пластиковой ручки молотка (рис. 10.35) введите поршень в цилиндр, направляя конец шатуна на шейку коленчатого вала. Непосредственно перед входом в цилиндр поршневые кольца могут пытаться выскочить из приспособления, поэтому продолжайте удерживать приспособление при введении поршня. Работайте медленно, и если при входе поршня в цилиндр почувствуете какое-либо сопротивление, немедленно остановитесь. Выясните причину заедания и, прежде чем продолжить, устраните ее. Ни в коем случае не вставляйте поршень в цилиндр принудительно, со значительным усилием. Можно сломать кольцо и/или повредить поршень.
Рис. 10.35. Использование пластмассовой или деревянной ручки молотка для установки поршня в цилиндр
36. После установки поршня в сборе с шатуном перед окончательной установкой крышки шатуна следует проверить радиальный зазор в подшипнике шатуна.
37. Отрежьте кусок нити из комплекта Plastigage (комплекте для измерения зазоров в подшипниках скольжения) подходящего размера длиной чуть короче, чем ширина подшипника шатуна, и положите нить на шатунную шейку коленчатого вала №1, параллельно оси шейки (рис. 10.37).
Рис. 10.37. Проложите пить Plastigage (из комплекта для измерения зазоров в подшипниках скольжения) пи каждую шатунную шейку параллельно осевой линии коленчатого вала
38. Очистите рабочую поверхность крышки подшипника шатуна и установите крышку. Проследите за тем, чтобы установочная метка на крышке находилась на той же стороне, что и метка на шатуне.
39. Вверните болты шатуна и затяните их в две стадии предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы.
Примечание. Во избежание ошибочных показаний моменте затяжки, которые могут последовать, если торцевая головка будет заклинена между крышкой шатуна и болтом, используйте тонкостенную торцевую головку. Если торцевая головка склоняется к заклиниванию непосредственно между болтом и крышкой, слегка приподнимите ее до устранения контакта с крышкой. Не проворачивайте коленчатый вал при выполнении этой операции.
40. Отверните гайки и снимите крышку шатуна, работая очень осторожно, чтобы не сместить нить Plastigage.
41. Чтобы определить величину радиального зазора, сравните ширину раздаточной нити Plastigage со шкалой, напечатанной на кромке упаковки комплекта для измерения зазоров в подшипниках скольжения (рис. 10.41). Радиальный зазор обычно находится в диапазоне 0.025-0.050 мм. За сведениями по точному значению зазора в подшипниках шатунов на конкретном двигателе обратитесь к дилеру.
Рис. 10.41. Оцените радиальный зазор в подшипнике с помощью шкалы на упаковке комплекта для измерения зазора в подшипниках скольжения. Измерение выполняйте по самой широкой части лита Plastigage и используйте правильную шкалу (предусмотрены британская и метрическая шкалы)
42. Если зазор не соответствует норме, это может быть вызвано неправильным размером вкладышей подшипника (значит, потребуются другие вкладыши). Прежде чем принять решение о необходимости использования других вкладышей, убедитесь в отсутствии грязи или масла между вкладышами и шатуном или крышкой не момент измерения зазора. Еще раз проверьте диаметр шеек. Если один конец нити Plestigage шире другого, шейка может быть сведена на конус. Если зазор все равно превышает предписанное предельное значение, следует заменить вкладыши вкладышами уменьшенного ремонтного размера.
Предостережение. При установке нового коленчатого вала обязательно используйте вкладыши стандартного размера.
Заключительная установка
43. Тщательно удалите все следы нити Plastigage с шатунной шейки и/или опорной поверхности. Будьте очень осторожны, чтобы не поцарапать подшипник, воспользуйтесь ногтем или краем пластиковой карточки.
44. Убедитесь в абсолютной чистоте поверхностей вкладышей, а затем нанесите равномерный слой чистой смазки на молибденовой основе или моторного масла на оба вкладыша. Вам потребуется втолкнуть поршень в цилиндр, чтобы открыть поверхность вкладыша в шатуне.
45. Надвиньте шатун назад на шейку, установите крышку шатуна и затяните болты в две стадии предписанным усилием, указанным в Спецификациях в начале этой главы.
46. Повторите всю процедуру для остальных поршней в сборе с шатунами.
47. Помните о следующем:
- а) при сборке поддерживайте тыльные стороны вкладышей и внутренние стороны шатунов и крышек а абсолютной частоте;
- 6) тщательно следите за соответствием поршней а сборе с шатунами и цилиндрами:
- е) маркировка на поршне должна быть обращена к переднему краю двигателя (к ремню/цепи газораспределительного механизма);
- г) обильно смажьте стенки цилиндров чистым маслом;
- д) после проверки радиального зазора при установке крышек шатунов смажьте рабочие поверхности подшипников.
48. После правильной установки поршней в сборе с шатунами несколько раз проверните коленчатый вал вручную, чтобы проверить его на наличие очевидного заедания.
49. И в заключение снова проверьте осевой зазор в шатунах. Если перед разборкой он был правильным и были возвращены на место исходный коленчатый вал и «старые» шатуны, он должен быть правильным. Если были установлены новые шатуны или новый коленчатый вел, осевой зазор может оказаться неправильным. В этом случае следует снять шатуны и обратиться на станцию технического обслуживания для их доработки.