Так как вновь разработанный двигатель М40 отличается от прежнего двигателя М10, прежде всего, работами по снятию головки цилиндров, эти работы в настоящей книге объединены в специальном разделе. Все другие разделы («Система смазки, система охлаждения, система питания и т.д.») относятся также и к двигателю М40, который стал устанавливаться с сентября 1987 г. (на модели 316i с сентября 1988 г. и на модели 318i с сентября 1987 г.).
По конструкции новый двигатель М40 аналогичен прежнему четырехцилиндровому двигателю (М10). Важнейшим нововведением является привод газораспределительного механизма, осуществляемый здесь зубчатым ремнем. Кроме того, стала применяться гидравлическая компенсация зазоров клапанов.
Распределительный вал управляет клапанами через качающиеся коромысла , опирающиеся на гидравлические компенсаторы зазоров клапанов. Благодаря этому происходит автоматическая компенсация зазоров клапанов, что избавляет от необходимости их регулировки. Для повышения износостойкости выпускные клапаны заполнены натрием. Распределительный вал установлен в 5 разделяемых подшипниках. Распределительный вал приводится от коленчатого вала через зубчатый ремень.
Работа системы смазки обеспечивается масляным насосом типа Duocentric, расположенным в крышке картера привода распределительного механизма и приводится непосредственно от коленчатого вала.
Система питания базируется на устройстве впрыска топлива типа Motronic, (см. раздел «Устройство впрыска топлива»).