Внимание! При работе на системах охлаждения, топливоподачи и смазки необходимо предохранить генератор от загрязнения, закрыв его плотной полиэтиленовой пленкой. Несоблюдение этого условия может привести к выходу генератора из строя.
Устанавливаемые шланги наддувочного воздуха должны быть обезжиренными, сухими и чистыми.
Замену головки блока цилиндров необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить приспособления «00.2.530», «00.9.120», «11.2.300», «11.3.340», «11.6.321», «11.6.322», «11.6.480», «13.5.020» и «11.6.050» и выставить автомобиль горизонтально. Отсоединить «минусовую» клемму от АБ и снять крышку головки блока цилиндров.
Снять ремень привода компрессора кондиционера и ремень привода генератора, закрыть генератор полиэтиленовой пленкой. Слить охлаждающую жидкость и направить ее на утилизацию. Снять вакуумный насос.
Снять панели защиты вспомогательных агрегатов двигателя. Снять шланги теплообменника (радиатора типа воздух-воздух) турбокомпрессора и снять двигатель. Снять кронштейн правой опоры двигателя и выпускной коллектор вместе с ТК.
Закрепить двигатель с помощью приспособления «11.8.040» на сборочном стенде «00.1.490». Допускается использование доработанного приспособления «11.3.350». При отсутствии сборочного стенда, установить двигатель на стол-верстак, снять вакуумный насос и нижние щитки двигателя.
Ослабить болты крепления кронштейна ТК. Отвернуть болты (стрелки, рис. 6.65) и отсоединить ТК от выпускного коллектора.
Вывернуть болты (3, рис. 6.66) на задней части головки блока цилиндров . Снять крышку головки блока цилиндров и распределительные валы.
Внимание!
- Во избежание повреждения клапанов при последующей установке распределительных валов ни один из поршней не должен находиться в ВМТ.
- Рычаги толкателей, бывших в эксплуатации, устанавливаются только на свои места.
- На снятой головке блока цилиндров свечи накаливания выступают над поверхностью головки, пользоваться подставками (брусками).
- Приспособления «11.6.050», выпущенные до апреля 1998 года, рассверлить сверлом диаметром 9,5 мм на глубину 20 мм.
- Болты крепления головки блока цилиндров и уплотнительную прокладку головки блока цилиндров устанавливать каждый раз новые.
Снять все рычаги (1, рис. 6.67) толкателей и сложить их по порядку. Снять все компенсаторы (2) и сложить их по порядку.
Вывернуть передние винты (1, рис. 6.68) крепления крышки ГРМ.
Отвернуть болты крепления головки блока цилиндров от краев к середине, в последовательности нумерации 14 – 1 (рис. 6.69). Снять головку блока цилиндров и отложить ее на подставку, не повредив выступающие свечи накаливания. При необходимости, свечи накаливания могут быть извлечены (вывернуты) приспособлением «11.6.050», выпускаемым после апреля 1998 года, или доработанным приспособлением – рассверленным сверлом 9,5 мм на глубину 20 мм.
Снять уплотнительную прокладку (1, см. рис. 6.3) головки блока цилиндров, обратив внимание на маркировку ее толщины (количество отверстий).
Установку головки блока цилиндров следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо учитывать следующие особенности.
Очистить стыковочную (уплотняемую) поверхность блока цилиндров и головки блока цилиндров от остатков уплотнения шабером из твердых сортов древесины (бук, граб, дуб). Остатки уплотнения не должны попасть в каналы подачи масла и охлаждающей жидкости.
Используя сжатый воздух, очистить все глухие резьбовые отверстия от следов масла и охлаждающей жидкости.
Если на блоке цилиндров двигателя не проводились работы на кривошипно-шатунном механизме или поршнях, вызывающие изменения выступа днища поршня, то следует использовать новую уплотнительную прокладку головки блока с такой же маркировкой толщины (количеством отверстий), что и предшествующая прокладка.
После проведения работ, вызывающих изменения выступа днища поршня над стыковочной поверхностью блока цилиндров, необходимо заново определить толщину уплотнительной прокладки (см. далее).
Стыки крышки ГРМ и блока цилиндров уплотняются с помощью серийно наклеенных уплотнительных полос и дополнительное нанесение герметика в этих местах не требуется. Проверить техническое состояние центрирующей втулки, при необходимости заменить ее. Переходы должны быть абсолютно чистыми от смазки. Устанавливать всегда только новую уплотнительную прокладку головки блока цилиндров.
Осторожно установить головку блока цилиндров на блок. Ввернуть новые болты крепления головки блока цилиндров (промытые и смазанные маслом для двигателя) до момента их прилегания к головке. Затянуть новые болты крепления головки блока цилиндров в последовательности нумерации 1–14 (рис. 6.69) в пять приемов:
- 1-й прием, затянуть моментом 80 Н·м (8,0 кгс·м);
- 2-й прием, ослабить на пол оборота (180°);
- 3-й прием, затянуть моментом 50 Н·м (5,0 кгс·м);
- 4-й прием, довернуть на угол 90°;
- 5-й прием, довернуть еще на угол 90°.
При повороте на заданный угол использовать приспособление «00.9.120». Затянуть болты (1, см. рис. 6.68) крышки ГРМ.
Смазать маслом для двигателя постели и крышки подшипников распределительных валов. Установить на свои места гидрокомпенсаторы и рычаги толкателей. Уложить распределительные валы привода клапанов с учетом, что распределительный вал выпускных клапанов имеет метку «А» (рис. 6.70), а впускных – «Е». Метки нанесены на теле вала в районе между кулачками 1 и 2-го цилиндров.
Установить крышки подшипников. Крышки подшипников распределительного вала привода выпускных клапанов имеют метки – «А1–А7», а впускных клапанов – «Е1–Е7».
Установить ТК на выпускной коллектор ОГ, заменив прокладку и смазав резьбу медесодержащей пастой типа «CRC» или «Molykote-HSC». Затянуть болты (М10) крепления ТК к коллектору выпуска ОГ моментом 50 Н·м (5,0 кгс·м). Свечи накаливания затянуть моментом 18 Н·м (1,8 кгс·м). Собрать двигатель.