Источниками электроэнергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея (АКБ), подключенные параллельно. При выключенном двигателе питание потребителей происходит только от АКБ. Bo время работы двигателя электропитание поступает от генератора и происходит зарядка батареи. При одновременном включении большого количества потребителей и малых оборотах двигателя (холостой ход) энергии одного генератора будет недостаточно, в этом случае будет происходить разряд батареи. Это надо учитывать, чтобы избежать полного разряда АКБ.
Номинальное рабочее напряжение источников и потребителей электроэнергии - 12 B. B зависимости от условий работы напряжение в сети может колебаться в пределах 11-14,5 B. B автомобилях с системой впрыска топлива напряжение питания некоторых потребителей составляет 5 B. Большинство электрических цепей защищены плавкими предохранителями, установленными в монтажном блоке. Цепь системы зажигания двигателя, силовые цепи стартера и заряда аккумуляторной батареи предохранителями не защищены.
Потребителями электроэнергии являются стартер, система зажигания автомобиля (катушка зажигания или модуль зажигания, свечи), приборы освещения и световой сигнализации (блок-фары, задние фонари, боковые указатели поворотов), контрольные приборы с датчиками, электродвигатели (стеклоочистителей, насосов омывателей, вентиляторов отопителя и радиатора), звуковой сигнал, элемент обогрева заднего стекла, система питания и управления впрыскового двигателя.
Включение потребителей производится выключателями на щитке приборов, рулевой колонке (подрулевой переключатель) и в салоне автомобиля. Напряжение к большинству потребителей подводится через выключатель (замок) зажигания, расположенный слева на кронштейне рулевого вала. Цепи питания звукового сигнала, прикуривателя, ламп сигналов торможения, плафоны освещения салона, выключатель габаритного света всегда подключены к аккумуляторной батарее. Через выключатель зажигания происходит коммутация цепей стартера, системы зажигания, системы питания и системы управления двигателем (для впрыскового двигателя). Выключатель зажигания состоит из корпуса, механического противоугонного устройства с замком и контактной части, закрепленной в корпусе прижимным кольцом. После извлечения ключа в положении "стоянка", запорный стержень противоугонного устройства выдвигается из замка и входит в паз вала рулевого управления, блокируя его вращение. Напряжение от аккумуляторной батареи и генератора подается к входным контактам выключателя зажигания "30" и "30/1".
Потребители большой мощности подключаются через электромагнитные реле. Реле включения обогрева заднего стекла, очистителей и омывателей фар, дальнего света фар расположены в монтажном блоке. Реле зажигания, реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота установлены в салоне на перегородке моторного отсека за щитком приборов.
Звуковой сигнал состоит из двух сигналов разных тонов (в вариантном исполнении из одного) и расположен в моторном отсеке. Он закреплен на кронштейне на левой стойке рамки радиатора.
Для соединений приборов электрооборудования применяются низковольтные провода типа ПВА с эластичной изоляцией из полихлорвинила, стойкой к воздействию масла и бензина. Провода собраны в жгуты. Для облегчения поиска в жгутах изоляция проводов выполнена различным цветом. B зависимости от силы тока в цепи используются провода различного сечения. Отрицательный вывод батареи и двигатель соединяются проводом сечением 16 мм².
Передача импульсов высокого напряжения от катушки к распределителю и от распределителя к свечам происходит через провода высокого напряжения. У автомобилей с впрыском топлива катушка зажигания соединена высоковольтными проводами непосредственно со свечами. Для каждой модели двигателя свечи подбираются индивидуально, в соответствии с конструктивными особенностями двигателя (см. "Свечи зажигания").
Внимание! При ремонте электрооборудования, во избежание короткого замыкания, необходимо отсоединять провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.