Базовая, классическая, модель, система K-Jetronic, является абсолютно механической и функционирует по принципу: большому объему впускаемого воздуха - большое количество топлива. Однако использование лямбда-зон да для регулируемого катализатора на двигателях с этой системой впрыска без дополнительного его оснащения было невозможным. Это собственно и явилось побудительной причиной для дальнейшего совершенствования K-Jetronic.
Основные компоненты системы сохранены, но были дополнены электронным блоком управления и так называемым корректором состава воздушно-топливной смеси - электрическим исполнительным элементом, дополнительно регулирующим подачу топлива. Этот корректор обычно включается в работу при прогреве двигателя, но вместе с тем выполняет свою основную функцию, касающуюся состава воздушно-топливной смеси.
Вместе с полностью электронной системой зажигания данная система впрыска представляет собой блок управления двигателем. Несмотря на то, что обе названных системы имеют собственные блоки управления, обмен информацией между ними происходит постоянно. Кроме того, информация, необходимая для зажигания и для впрыска топлива, поступает от одних и тех же датчиков. Система самодиагностики с накопителем данных об имевших место неисправностях завершает перечень электронных новшеств, привнесенных в базовую модель (см. иллюстрацию 11.0).
Основные компоненты системы
Дроссельные заслонки
Во впускном коллекторе на одном патрубке стоят две дроссельные заслонки. Меньшая из этих заслонок соединена тросом «газа» с педалью акселератора (см. иллюстрацию 11а).
До тех пор, пока педаль акселератора не достигает положения «Полный газ», эта заслонка осуществляет дозировку впускаемого воздуха. И только при достаточно нажатой педали акселератора соответствующая тяга открывает вторую заслонку большего диаметра.
Регулятор состава воздушнотопливной смеси
Это основной компонент данной системы впрыска топлива. Он состоит из расходомера объема впускаемого воздуха и распределителя топлива (см. иллюстрацию 11.0б).
Принцип его действия заключается в следующем. Запорная заслон ка расходомера объема воздуха, выполненная из легкого металла, расположена на пути движения потока поступающего воздуха. Под давлением потока воздуха она открывается. Угол её открытия тем больше, чем больше воздуха поступает через дроссельную заслонку. Через систему рычагов величина отклонения запорной заслонки сообщается распределителю топлива (см. иллюстрацию 11.0в).
Заслонка должна быть ниже на а = 1,9 мм от верха узкого края воронки. При необходимости положение заслонки можно откорректировать подгибанием пружины (см. иллюстрацию 11.0в).
Внимание! У новейших типов расходомеров объема воздуха вместо пружины установлен регулировочный винт, позволяющий выполнять настройку более точно.
Основными деталями распределителя топлива являются распределительный поршень и окно цилиндра, через которое топливо попадает в форсунку. Распределительный поршень закрывает или открывает это окно и впускает топливо пропорционально степени отклонения запорной заслонки расходомера объема воздуха.
Давление топлива в системе
Топливный насос втопливном баке подаёт топливо под давлением в систему впрыска. На пути движения топлива расположен редукционный клапан давления топлива, установленный в корпусе. Этот клапан отводит излишнее давление, оставляя в системе давление 6,1-6,5 бар.
Корректор состава воздушнотопливной смеси дифференциального типа
Корректор отвечает за соотношение воздуха и топлива в воздушно-топливной смеси. Корректор работает следующим образом. Поток топлива к нижним камерам, из которых можно регулировать состав смеси, проходит через корректор. Накапливаясь в нижних камерах, поступившее топливо создаёт там определенное давление. Сила этого давления зависит в свою очередь от объема топлива, пропущенного корректором. Мембрана корректора реагирует на перепад давления прогибом в сторону отверстий, через которые топливо поступает к форсунке, перекрывая его в большей или меньшей степени. Таким образом к форсункам поступает меньшее или большее количество топлива, обеспечив нужный состав воздушно-топливной смеси.
Соответствующие «указания» корректор состава воздушно-топливной смеси получает от блока управления, который соответствующим образом реагирует на информацию от лямбда-зонда, датчика температуры охлаждающей жидкости и в целом, на эксплуатационную нагрузку на двигатель.
Корректор состава воздушно-топливной смеси расположен сбоку на регуляторе состава смеси. Корректор является дополнительным элементом функционирования регулятора, который даже при отказе электроники продолжает работать.
Форсунки
Форсунки впрыскивают топливо во впускной канал перед впускным клапаном соответствующего цилиндра как только давление топлива поднимается до 4,3-4,6 бар. Открытие форсунок происходит до 2000 раз в секунду, обеспечивая высокую степень распыления топлива.
Электронный блок управления
Электронный блок управления системой через корректор состава воздушнотопливной смеси обеспечивает нужный двигателю на текущий момент состав смеси. Чтобы управлять этим процессом, блоку необходимы сведения о температуре двигателя, количестве оборотов, условиях запуска двигателя, о положении запорной заслонки расходомера объема воздуха, о режиме эксплуатации двигателя (холостой ход, полная нагрузка). К этой информации добавляются соответствующие сигналы от лямбда-зонда, а также дополнительные сведения от системы зажигания, высотного корректора и от автоматической коробки передач. Электронный блок управления, как у всех остальных моделей AUDI 80, расположен в салоне, с правой стороны, между каналом подачи воздуха от отопителя и разделительной стенкой между салоном и моторным отсеком.
Клапан стабилизации холостого хода
Этот клапан открывает канал для поступления воздуха в обход дроссельной заслонки. Суть такого приема состоит в следующем. Расходомер объема впускаемого воздуха «полагает», что объем воздуха увеличился в результате открытия дроссельной заслонки и обеспечивает соответствующее увеличение впрыскиваемого топлива. В итоге происходит увеличение числа оборотов двигателя. Объем дополнительно впускаемого воздуха определяет блок управления системы KE-III-Jetronic, исходя количества оборотов двигателя на текущий момент. Таким образом, электроника стремится вывести обороты двигателя на номинальные значения.
Пусковой топливный клапан
Пусковой топливный электромагнитный клапан представляет собой форсунку, которая при запуске двигателя в зависимости от его температуры в течение непродолжительно впрыскивает топливо во впускной коллектор, распыляя его при этом. Продолжительность впрыска задается блоком управления системы KE-III-Jetronic.
Датчик углового перемещения дроссельной заслонки
Автомобили AUDI 80 оборудованы двумя датчиками углового перемещения дроссельной заслонки. Эти датчики предоставляют следующую информацию:
- Режим работы на холостом ходу. Регулирование холостого хода, принудительный холостой ход, функционирование полностью электронной системы зажигания при этом режиме и т.д.
- Полная нагрузка. Обогащение воздушно-топливной смеси и функционирование полностью электронной системы зажигания.
Режим принудительного холостого хода
При движении в этом режиме упоминавшийся корректор состава воздушнотопливной смеси перекрывает подачу топлива. Электронный блок управления распознаёт данный режим движения по информации о том, что число оборотов двигателя больше числа оборотов холостого хода, а также о том, что дроссельная заслонка закрыта.