Для того, чтобы двигатель работал «чисто», соотношение воздуха и топлива в смеси должно быть правильным. Отправной точкой для расчета соотношения воздуха и топлива в смеси в системе впрыска МРI является объем поступившего воздуха. Эту информацию поставляет расходомер массы впускаемого воздуха. У системы MPFI исходной является информация о давлении во впускном коллекторе и температуре впускаемого воздуха.
Для запуска двигателя необходима обогащенная воздушно-топливная смесь, потому что очень много капель топлива по пути в камеры сжигания оседают на стенках впускного отверстия и не сгорают. В этом случае электронный блок управления пользуется заложенной в его память программой запуска холодного двигателя. В момент выполнения запуска увеличивается продолжительность открытия форсунок. Такие факторы, как температура охлаждающей жидкости и количество оборотов двигателя также влияют на продолжительность открытия форсунок. После совершения двигателем определенного количества оборотов количество впрыскиваемого топлива постепенно уменьшается до номинального объема.
Вместе с тем и после запуска двигателю некоторое время нужна обогащенная воздушно-топливная смесь, потому что некоторая часть топлива по-прежнему оседает в виде конденсата на стенках впускного каната. Поэтому блок управления выполняет так называемую после-стартовую программу обогащения воздушно-топливной смеси, продолжительность которой зависит от температуры охлаждающей жидкости.
Кроме того, при запуске холодного двигателя смазка его деталей затруднена из-за повышенной вязкости масла. Поэтому двигатель также требует больше топлива для поддержания нужного числа оборотов холостого хода.
При отпущенной педали акселератора дроссельная заслонка закрывается, а небольшое количество воздуха идет в обход её. Этот воздух учитывается расходомером массы воздуха или, соответственно, датчиком давления во впускном коллекторе этот воздух смешивается с необходимым количеством топлива. Количество впускаемого воздуха определяется клапаном стабилизации холостого хода.
При сильном нажатии на педаль акселератора выполняется обогащение воздушно-топливной смеси разгона, если прирост массы впускаемого воздуха за секунду превышает определенное значение. Потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки также направляет блоку управления сигнал о необходимости ускорения.
При полной нагрузке на двигатель потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки сообщает блоку управления, что педаль акселератора нажата полностью. В ответ на это блок управления выполняет действия по обогащению воздушно-топливной смеси.
При движении на спуск с отпущенной педалью акселератора автомобиль движется по инерции под действием собственной массы и подача топлива двигателю не нужна. Блок управления распознаёт такую ситуацию по большому числу оборотов двигателя и закрытой дроссельной заслонке (от потенциометра углового перемещения заслонки) и переключается в режим экономии топлива.
Электронный блок управления постоянно контролирует число оборотов двигателя путем сравнения их количества на текущий момент с заложенным предельно допустимым значением в 6500 об/ мин. При превышении этого значения блок перекрывает топливный кран.
Регулируемый катализатор может работать правильно только тогда, когда значение ((лямбда) равно 1, что соответствует соотношению топлива и воздуха как 14,7:1. Чтобы обеспечить это, система MPI/MPFI имеет механизм регулирования значения лямбда.
Лямбда-зонд с этой целью измеряет содержание кислорода в отработавших газах, вырабатывая таким образом исходное значение, учитываемое при образовании воздушно-топливной смеси. Если полученное лямбда-зондом значение не соответствует номинальному, то блок управления требует от корректора состава воздушно-топливной смеси внести соответствующие поправки. Таким образом механизм регулирования лямбда работает гибко, потому что только в диапазоне значений ( = 0,8-1,2 катализатор в состоянии обеспечить сжигание вредных веществ.
Лямбда-зонд в состоянии подавать соответствующий сигнал на электронный блок управления только с нагревом до температуры 350°С. По этой причине он имеет электрический подогрев.
До того момента, пока лямбда-зонд прогреется, работа катализатора не регулируется, а электронный блок управления использует в своих расчетах усредненное значение лямбда.
Как уже указывалось, AUDI 80 оснащен двумя катализаторами.