Взаимосвязь отдельных узлов
В работающем двигателе двигающиеся в цилиндрах вверх и вниз поршни всасывают воздух. Если вы полностью отжимаете педаль газа, то двигатель всасывает максимальную массу воздуха, т.к. в этом случае дроссельная заслонка полностью открыта. Соответственно, масса воздуха меньше в закрытом или частично открытом положении дроссельной заслонки. Для чистой работы двигателя к всасываемому воздуху должно подмешиваться топливо в точной пропорции.
Multec-S: для определения соотношения топлива и воздуха в горючей смеси в качестве сравнительной величины служат давление во впускном трубопроводе и температура всасываемого воздуха.
Simtec: для определения правильного соотношения топлива и воздуха используется масса (вес) всасываемого воздуха. При этом изменение сопротивления пластинки нагрева служит блоку управления информацией о всасываемой массе воздуха.
Для всех систем: этот блок управления является источником импульсов для открытия и закрытия клапанов впрыска. Продолжительное открытие требуется в том случае, если нужно много топлива — и достаточно краткого времени открытия, если необходимое количество топлива невелико. «Сила впрыскивания» клапанов впрыска остается постоянной. Снижение количества топлива осуществляется посредством сокращения «времени впрыска».
Пуск холодного двигателя
Для запуска холодного двигателя нужна обогащенная, более насыщенная топливом горючая смесь, т к. холодное моторное масло еще оказывает двигателю существенное сопротивление. Повышенное сопротивление трения компенсируется обогащенной горючей смесью. На стадии запуска на холодных стенках камер сгорания может также конденсироваться часть впрыснутого топлива, поэтому оно должно дополнительно обогащаться.
Об этом заботится программа запуска холодного двигателя, которая находится в памяти блока управления. В управлении запуском холодного двигателя — это определенное количество зажиганий — повышается продолжительность впрыска клапанами. На продолжительность впрыска влияют такие факторы, как температура охлаждающей жидкости и число оборотов двигателя. После определенного числа оборотов двигателя количество топлива, впрыскиваемого при запуске холодного двигателя, постепенно снижается и адаптируется в соответствии со стандартным количеством.
Прогревание
Еще некоторое время после запуска двигатель нуждается в более обогащенной горючей смеси, т.к. все еще необходимо преодолевать сопротивление холодного моторного масла. Для этого существует так называемое «повышение после запуска». В зависимости от температуры еще некоторое время подается больше топлива. Блок управления получает нужную информацию о температуре двигателя от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Холостой ход
При закрытой дроссельной заслонке (отпущенная педаль газа) небольшое количество воздуха обходит дроссельную заслонку через канал байпаса. Этот воздух определяется датчиком давления во впускном трубопроводе (Multec-S) или расходомером массы воздуха (Simtec) и поэтому дополняет нужным количеством топлива горючую смесь на холостом ходу. Впрочем, горючая смесь холостого хода немного более обогащена, чем обычная топливовоздушная смесь для того, чтобы двигатель работал ровно и без перебоев. Когда должно последовать обогащение топливовоздушной смеси на холостом ходу, блок управления узнает от потенциометра дроссельной заслонки. Сколько воздуха должно проходить через байпас (и, следовательно, каково число оборотов холостого хода), определяет регулятор холостого хода.
На фотографии показан двигатель 16V 1,8/2,0 л с системой впрыска Simtec. Цифрами обозначены:
1 - датчик температуры всасываемого воздуха;
2 - термоанемометрический плёночный расходомер массы воздуха;
3 - воздухозаборный шланг.
Частичная нагрузка
При частичной нагрузке двигатель получает нормальное количество топлива. При этом придается значение максимально пониженному расходу топлива.
Ускорения
Если внезапно нажимается педаль газа, то вызывается обогащение топливовоздушной смеси для ускорения, если прирост поступившего количества или массы воздуха в секунду превышает определенную величину. Потенциометр дроссельной заслонки также подает сигнал ускорения. При холодном двигателе для ускорения требуется еще больше топлива. Поэтому блок управления оценивает каждый импульс датчика давления во впускном трубопроводе или расходомера массы воздуха, а также потенциометра дроссельной заслонки как сигнал ускорения и направляет дополнительное топливо.
Полная нагрузка
Потенциометр дроссельной заслонки показывает блоку управления, что водитель до конца отжал педаль газа. Для того чтобы развить максимальную мощность, двигатель теперь получает обогащенную смесь (обогащение топливно-воздушной смеси в режиме полной нагрузки).
Режим принудительного холостого хода
При движении под гору с отпущенной педалью газа, в двигатель вообще не поступает топливо. Автомобиль сам катится под воздействием веса или инерции. По высоким оборотам и величине сопротивления потенциометра дроссельной заслонки блок управления узнает, когда в автомобиле наступает режим принудительного холостого хода и можно «экономить топливо».
Ограничение числа оборотов
В нашей Vectra это делает система впрыска топлива. Она сравнивает число оборотов в данный момент с максимальным числом оборотов и просто перекрывает кран с топливом при превышении этой границы. Этот метод необходим в автомобилях с каталитическим нейтрализатором, т.к. при перебоях в зажигании несгоревшее топливо поступило бы в каталитический нейтрализатор. Это вредит ему.
Функция противодействия рывкам
Отсутствие рывков в диапазоне частичной нагрузки и при быстром изменении нагрузки обеспечивает электронный фильтр в блоке управления. Он регистрирует сигналы о числе оборотов за короткие промежутки времени и рассчитывает среднюю величину. Если требуется, то приближающийся рывок предотвращается перестановкой момента зажигания и подавляется таким эффективным способом.