Внимание! Отсоединение «–» клеммы АБ проводить только при выключенном зажигании.
Перед расстыковкой и снятием элементов провести их маркировку с помощью бирок или клейкой ленты. Зафиксировать на плане двигательного отсека места расположения снимаемых узлов и деталей.
При монтажных работах на системе охлаждения заменить ленточные хомуты винтовыми хомутами.
Двигатель следует снимать с автомобиля вверх, при отсоединенной КПП и в зафиксированном приспособлением «51.2.170» положении капота в следующем порядке.
Снять показания с ШР диагностики, выключить зажигание, отсоединить «–» клемму АБ и снять перегородку отопителя в двигательном отсеке. Повернуть затворы (рис. 4.26) звукоизоляционного кожуха на 90° против часовой стрелки и снять кожух.
Снять гофрированный чехол с оси дроссельной заслонки. Снять корпус воздушного фильтра вместе с измерителем расхода воздуха и бачок для жидкости стеклоомывателя.
Отсоединить хомут (1, рис. 4.27) крепления шланга и отсоединить шланг (2) вакуумного усилителя тормозов.
Сбросить давления в топливных магистралях, отсоединить трубопровод подвода от распределительной магистрали и заглушить отверстия шлангов/трубопроводов пробками или струбцинами («13.5.281» и «13.5.282»),
Снять переднюю панель защиты вспомогательных агрегатов двигателя. Отвернуть болты крепления в передней части пластины жесткости (позади бампера), затем болты в задней части, и снять пластину жесткости (рис. 4.28).
Слить и отправить на утилизацию охлаждающую жидкость. Снять ремень привода генератора и насос гидроусилителя рулевого управления, который необходимо закрепить на кузове проволочной скобой. Трубопроводы оставить подсоединенными.
Вакуумировать кондиционер и снять трубопроводы между компрессором кондиционера и конденсатором. Снять всасывающий трубопровод с компрессора кондиционера, отвести его в сторону и закрепить. Компрессор кондиционера остается на двигателе.
Отсоединить маслопроводы от теплообменника АКПП, снять теплообменник. Снять АКПП и теплоизоляционный экран со стартера. Отсоединить кабельные соединения и крепления стартера и вынуть его.
Снять теплообменник АКПП с радиатора системы охлаждения и снять радиатор системы охлаждения двигателя. Ослабить хомуты (рис. 4.29) и отсоединить шланги от коллектора системы охлаждения двигателя, генератора и корпуса термостата.
Отсоединить шланги от системы отопления салона кузова и ШС (1, рис. 4.30) от клапанного блока отопителя.
Снять клапанный блок отопителя (2) в сборе со шлангами.
Отжать фиксатор (1, рис. 4.31) и отсоединить шланг (2) от клапана вентиляции топливного бака.
Отсоединить ответвление жгута проводов двигателя в отсеке управляющей электроники, отсоединить «+» кабель от вывода АБ и отсоединить ответвление жгута проводов АКПП в отсеке управляющей электроники.
Закрепить отсоединенные жгуты проводов на двигателе и в двигательном отсеке.
Отсоединить штепсельные соединители (ШСы) от датчиков содержания кислорода в ОГ и вынуть вверх жгуты проводов, закрепив их на двигателе. Снять расширительный бачок системы охлаждения двигателя.
Открыть крышку бачка (1, рис. 4.32) рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления, откачать рабочую жидкость и отправить ее на утилизацию.
Закрыть крышку и отвернуть крепление бачка от опорной балки. Трубопроводы оставить подсоединенными.
Отсоединить перемычку (2) соединения с «массой» от корпуса масляного фильтра. Отвернуть корпус масляного фильтра (3) от кронштейна, отцепить от опорной балки и закрепить его на двигателе с помощью проволочной скобы. Трубопроводы оставить подсоединенными. Снова, временно установить бачок насоса гидроусилителя рулевого управления.
Внимание! После снятия поворотной опоры и выходных валов переднего моста, двигатель наклоняется вперед.
Подпереть двигатель с помощью деревянного бруска (1, рис. 4.33) на балке переднего моста, закрепив его с помощью бандажа.
Снять левую и правую поворотные опоры, выходные валы привода колес, передний карданный вал и перегородку (3, рис. 4.34) в двигательном отсеке, для чего необходимо:
- освободить из зажимов шланг и жгут проводов;
- отсоединить ШС (1);
- извлечь жгут проводов (2);
- отвернуть гайку и болты (стрелки) и снять перегородку.
Это обеспечит проход двигателя с установленным выпускным коллектором.
Отсоединить ленточный провод на «массу» от правого переднего лонжерона. Отвернуть верхние гайки (9, см. рис. 4.146) левой и правой подушек крепления двигателя.
Установить приспособление «11.0.000» (рис. 4.35) на подъемные приспособления двигателя и слегка натянуть цепи талью.
Отсоединить приемные трубы системы выпуска ОГ от выпускных коллекторов двигателя.
Убедиться, что отсоединены все шланги, трубопроводы и жгуты проводов, связывающие двигатель с отсеком кузова, обратив особое внимание на:
- трубопровод на крышке головки блока цилиндров;
- компрессор кондиционера и его трубопроводы;
- конденсатор кондиционера;
- выпускной коллектор;
- редуктор переднего моста;
- вал рулевого управления.
Плавно приподнять двигатель талью (краном) и вынуть его из отсека, следя за тем, чтобы не повредить смежные конструкции при случайном их касании.
Внимание! Двигатель должен находится постоянно в вертикальном положении, что обеспечивает сохранность масла в цилиндрах гидротолкателей. При необходимости перевернуть двигатель, следует предварительно снять гидротолкатели или же двигатель должен быть в повернутом состоянии не более 5-7 минут.
При расстыковки элементов гидроприводов в систему может попасть воздух. После сборки системы необходимо прокачать ее для удаления воздуха. Установку двигателя следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо проверить опоры двигателя, шланги охлаждающей жидкости, масла и топлива на отсутствие пористости, расслоений и трещин. При обнаружении дефектов заменить детали новыми.
Проверить наличие центрирующих втулок для соединения двигателя с АКПП и плавно опустить двигатель на его опоры.
Установить от руки на опоры двигателя новые самоконтрящиеся гайки, но не затягивать их. Автомобиль стоит на колесах. Сильными встряхивающими движениями выставить двигатель и затянуть гайки опор двигателя к кузову моментом 42 Н·м (4,2 кгс·м). Болты соединения выпускных коллекторов с системой выпуска ОГ затянуть моментом 15 Н·м (1,5 кгс·м). Заменить уплотнительное кольцо пробки сливного отверстия блока цилиндров и затянуть пробку (М14х1,5) моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м)
Проверить уровень масла в двигателе и АКПП, антифриза в системе охлаждения и рабочей жидкости в усилителе рулевого управления.
Внимание! Аккумуляторную батарею подключать только при выключенном зажигании.
Запустить и прогреть двигатель, проверить герметичность систем. Повторно проверить уровень масла и антифриза.
Проверить частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода и содержание CO в ОГ.
Установить пластину жесткости двигательного отсека. При этом обязательно установить прокладочные шайбы. Момент затяжки новых болтов и гаек состоит из двух приемов – 56 Н·м (5,6 кгс·м) + 90°.