Так как требуется снятие некоторых соединений и под автомобилем, его нужно поднять и установить на надежные подставки. Перед монтажными работами в моторном отсеке необходимо накрыть передние крылья.
Электрические провода, а также вакуумные и водяные шланги могут по-разному прокладываться в моторном отсеке, в зависимости от года выпуска и состава оборудования. Так как невозможно привести подробное описание каждого из вариантов прокладки, рекомендуется маркировать провода и шланги при их отсоединении.
Снятие
Снять капот моторного отсека (см. раздел «Снятие и установка капота моторного отсека»).
Отсоединить провода от аккумулятора.
Снять коробку передач (см. раздел «Снятие и установка коробки передач»).
Опустить автомобиль.
Автомобили с рулевым управлением с гидроусилителем: снять клиновой ремень, снять насос гидроусилителя рулевого управления и, не отключая шлангов, отложить в сторону.
Внимание: Если приходится открывать гидравлическую систему, после ее установки (см. раздел «Проверка уровня масла в гидроприводе рулевого управления»).
Автомобили с кондиционером: отвернуть крепление компрессора кондиционера и с подключенными соединениями отложить в сторону.
Внимание: Ни в коем случае не открывать контур охлаждения.
Модель 316: снять воздушный фильтр (см. раздел «Снятие и установка воздушного фильтра»).
Слить охлаждающую жидкость (см. раздел «Замена охлаждающей жидкости»).
Снять радиатор (см. раздел «Снятие и установка радиатора»).
Внимание: Если водяные шланги крепятся стяжными хомутами, разрезать хомуты, а при установке использовать винтовые хомуты.
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154403.jpg)
Снять защитный колпак -А- с катушки зажигания. Вытащить высоковольтный провод -С- и отвернуть низковольтные провода -В- и -D-. Разрезать кабельный хомут в тоннеле амортизационной стойки.
Отсоединить разъем генератора переменного тока.
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154404.jpg)
Отсоединить разъем -2- и вакуумные шланги -1- и -3- от электрического клапана переключения.
Приподнять пластмассовый защитный колпачок. Снять реле переключения и отсоединить разъем -1-.
Отсоединить разъем -2- блока коммутации транзисторного зажигания.
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154405.jpg)
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154406.jpg)
Открыть перчаточный ящик и отвернуть крышку -F-. Для этого повернуть задний винт -Е- на 90° влево, отвернуть передние винты (стрелки). Затем отсоединить правую сторону крышки и вытащить крышку.
Отсоединить разъемы -G- и -Н- от блока управления.
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154407.jpg)
После этого вытащить жгут проводов блока управления из моторного отсека.
Снять трос газа (см. раздел «Регулировка троса газа»).
Если таковой имеется, снять трос устройства Tempomat (стабилизация скорости).
Замаркировать липкой лентой и отсоединить все вакуумные шланги, которые подходят к двигателю.
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154408.jpg)
Модель 316: отсоединить топливный шланг -Е- от топливного насоса и от крепления -F-. Предварительно освободить и сдвинуть назад хомут.
6-цилиндровый двигатель
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154409.jpg)
Отсоединить разъем -U- от расходомера воздуха.
На расходомере воздуха освободить и сдвинуть назад хомут.
Отвернуть кронштейн расходомера воздуха и вытащить корпус воздушного фильтра вместе с расходомером воздуха.
Отсоединить топливные шланги и закрыть их пробками, чтобы не вытекало топливо.
Снять расширительный бачок системы охлаждения. Для этого отсоединить два водяных и один вентиляционный шланг, а также разъем датчика уровня охлаждающей жидкости и отвернуть два винта крепления расширительного бачка.
Отсоединить шланги системы отопления от переборки, предварительно освободив и оттянув назад хомуты.
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154410.jpg)
Отвернуть перемычку массы от масляного картера.
Если имеются амортизаторы двигателя, отвернуть и вытащить.
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154411.jpg)
Освободить обе опоры двигателя, для чего отвернуть гайки -G-.
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154412.jpg)
Подцепить двигатель тросом. Для этого пропустить через подъемные проушины двигателя (стрелка) соответствующие трос или цепь. Приподнять двигатель краном.
Проверить, сняты ли все шланги и провода, связывающие двигатель с кузовом. После этого снять двигатель.
Внимание: Во избежание повреждений кузова, очень осторожно проводить двигатель при его снятии.
Установка
Проверить отсутствие порывов и растрескивания опор двигателя, водяных, масляных и топливных шлангов и, если требуется, заменить их.
Проверить амортизаторы двигателя. Для этого держать амортизатор в рабочем положении и вытаскивать и утапливать шток амортизатора. При этом шток амортизатора должен перемещаться ровно и с одинаковым сопротивлением по всему рабочему ходу. При большой утечке масла заменить амортизатор.
Проверить легкость вращения радиального подшипника коленчатого вала и выжимного подшипника сцепления, а также легкость перемещения вилки сцепления.
Проверить толщину и состояние фрикционной накладки ведомого диска сцепления.
Осторожно ввести двигатель в моторный отсек. Во избежание повреждения приводного вала, сцепления и кузова двигатель проводить при опускании очень осторожно.
Навернуть, не затягивая, гайки опор двигателя.
Поднять автомобиль.
Установить коробку передач (см. раздел «Снятие и установка коробки передач»).
Опустить автомобиль.
Подталкивая двигатель, выровнять его. После этого затянуть крепление опор двигателя моментом 45 нм.
Если снимались амортизаторы двигателя, вставить и закрепить их.
Привернуть на масляном картере перемычку массы.
Подсоединить к переборке шланги системы отопления и закрепить хомутами.
Вставить и закрепить расширительный бачок системы охлаждения. Подсоединить вентиляционный и водяные шланги. Подсоединить разъем датчика уровня охлаждающей жидкости.
Двигатель с устройством впрыска топлива: проверить фильтрующий элемент воздушного фильтра, при необходимости вытряхнуть или заменить его. Закрепить воздушный шланг хомутом.
Установить и отрегулировать трос газа (см. раздел «Регулировка троса газа»).
Установить, если таковой имеется трос системы Tempomat.
Двигатель с устройством впрыска топлива: протащить жгут проводов блока управления в салон и подсоединить разъем к блоку управления. Вставить и привернуть облицовку.
Подсоединить оба разъема блока коммутации транзисторной системы зажигания.
![](https://autoinstruction.ru/img/bmw/7/154413.jpg)
Вставить коммутационное реле в дополнительную релейную колодку. Подсоединить разъем.
Подключить электрические провода к электрическому клапану переключения. Подсоединить вакуумные шланги -1- к распределителю и -3- к дроссельной заслонке.
Подсоединив электрические провода к катушке зажигания. Надеть на катушку защитный колпачок.
Подключить разъем к генератору.
Установить радиатор (см. раздел «Снятие и установка радиатора»).
Если снимались, закрепить компрессор кондиционера и насос гидроусилителя рулевого управления, закрепить их. Наложить и натянуть клиновой ремень (см. раздел «Замена и натяжение клинового ремня насоса гидроусилителя рулевого управления»).
В соответствии со сделанной при снятии маркировкой подсоединить все электрические провода, вакуумные, водяные и топливные шланги. Шланги закрепить хомутами. Провода зафиксировать кабельными хомутами.
Проверить уровень масла в двигателе и в коробке передач и при необходимости долить его.
Проверить морозостойкость охлаждающей жидкости и при необходимости добавить ее (см. раздел «Проверка уровня охлаждающей жидкости»).
Очистить фильтрующий элемент воздушного фильтра или, если требуется, заменить его.
Установить воздушный фильтр (см. раздел «Снятие и установка воздушного фильтра»).
Подсоединить провода к аккумулятору.
Проверить момент зажигания и, если требуется, отрегулировать (см. раздел «Проверка и регулировка момента зажигания»).
Проверить и, если требуется, отрегулировать параметры режима холостого хода.
Разогреть двигатель до рабочей температуры, проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность всех мест соединений шлангов.
Проверить зазоры клапанов (см. раздел «Проверка и регулировка зазоров клапанов»).
Установить капот моторного отсека (см. раздел «Снятие и установка капота моторного отсека»).