Силовой агрегат имеет продольное расположение в моторном отсеке и может сниматься только вверх с помощью специального подъемного крана.
В моторном блоке из серого чугуна имеются отверстия цилиндров. При значительном износе или царапинах на стенках цилиндры могут быть отхонингованы, то есть расшлифованы в специальной мастерской. После этого должны устанавливаться только поршни повышенных размеров. В нижней части моторного блока располагается коленчатый вал, крепящийся на своих подшипниках. Шатуны, осуществляющие связь с поршнями, посажены на коленчатом валу на подшипниках скольжения. Нижнюю часть двигателя завершает масляный картер, в котором собирается масло, необходимое для -смазки и охлаждения двигателя. Сверху на моторном блоке болтами крепится головка цилиндров, изготовленная из сплавов легких металлов. Она алюминиевая, так как этот металл по сравнению с чугуном обладает большей теплопроводностью и меньшим удельным весом.
Головка цилиндров построена по так называемому принципу поперечного потока. Это означает, что свежеприготовленная воздушно-топливная смесь поступает в головку цилиндров с одной стороны, тогда как сгоревшие газы выталкиваются с другой стороны головки цилиндров. Конструкция с поперечным потоком обеспечивает более быстрый газообмен. В верхней части головки цилиндров располагается распределительный вал. Распределительный вал приводится от коленчатого вала через однорядную роликовую цепь на четырехцилиндровом двигателе или через зубчатый ремень на шестицилиндровом двигателе. Распределительный вал управляет работой V-образно расположенных впускных и выпускных клапанов.
Смазка двигателя обеспечивается масляным насосом, закрепленным на четырехцилиндровом двигателе в передней части картера двигателя. На шестицилиндровом двигателе масляный насос расположен в масляном картере и приводится через промежуточный вал. Масло из масляного картера попадает через каналы к подшипникам коленчатого и распределительного валов, а также на рабочие поверхности цилиндров.
Водяной насос расположен в передней части моторного блока. Привод водяного насоса осуществляется через клиновой ремень, который одновременно служит и для привода генератора. Дополнительный клиновой ремень обеспечивает привод насоса гидроусилителя рулевого управления. Следует иметь в виду, что система охлаждения в течение всего года должна быть заполнена смесью антифриза и антикоррозионного концентрата с безызвестковой водой.
Для приготовления воспламеняемой воздушно-топливной смеси служит карбюратор или устройство впрыскивания топлива, которое, как правило, не требует технического обслуживания.
Искра зажигания вырабатывается транзисторной системой зажигания, которая выдерживает момент зажигания практически постоянным. В зависимости от типа двигателя распределитель зажигания крепится или с левой стороны моторного блока, или на задней стороне головки цилиндров. На моделях 320i, 323i он приводится через промежуточный вал. В свою очередь промежуточный вал приводится от коленчатого вала через зубчатый ремень. На моделях 316, 318i, и 325i привод распределителя зажигания осуществляется непосредственно от распределительного вала.
Открыть большую картинку в новой вкладке »