Детали сцепления: 1 - маховик; 2 - ведомый диск сцепления; 3 - корзина; 4 - выжимной подшипник с муфтой; 5 - бачок гидропривода; 6 - шланг; 7 - главный цилиндр гидропривода выключения сцепления; 8 - сервопружина педали сцепления; 9 - возвратная пружина педали сцепления; 10 - ограничительный винт хода педали сцепления; 11 - педаль сцепления; 12 - трубопровод гидропривода выключения сцепления; 13 - шаровая опора вилки; 14 - вилка выключения сцепления; 15 - оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 16 - шланг; 17 - рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 18 - прокачной штуцер
Сцепление автомобиля - сухое, однодисковое, постоянно замкнутое, предназначено для соединения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач с возможностью кратковременного прекращения передачи крутящего момента. Конструкция обеспечивает плавное включение сцепления за счет взаимного кратковременного проскальзывания его рабочих дисков.
Сцепление установлено на маховике и закрыто алюминиевым картером, который крепится четырьмя болтами к блоку цилиндров. С другой стороны картер соединен с картером коробки передач.
На шлицах первичного вала коробки передач свободно установлена ступица, на которой установлен ведомый диск, разделенный радиальными прорезями на двенадцать секторов. К ведомому диску с двух сторон приклепаны фрикционные накладки из специального материала. Крутящий момент от ведомого диска на его ступицу передается через пружинно-фрикционный демпфер (гаситель крутильных колебаний).
Корзина (ведущая часть сцепления) крепится к маховику шестью болтами и включает в себя нажимной диск, кожух и диафрагменную нажимную пружину. Нажимной диск подвижно закреплен на кожухе. Под действием диафрагменной пружины ведомый диск зажимается между нажимным диском и маховиком.
Выключение сцепления осуществляется гидравлическим приводом с подвесной педалью. Педаль сцепления установлена на общей с педалью тормоза оси, закрепленной на кронштейне перегородки моторного отсека. К верхней части педали присоединена пружина, снижающая усилие выключения сцепления. К педали шарнирно крепится толкатель. Толкатель полусферическим концом входит в гнездо поршня главного цилиндра привода выключения сцепления. Ход педали с одной стороны ограничен регулировочным винтом, а с другой - ходом поршня в цилиндре.
Главный цилиндр расположен в моторном отсеке и крепится двумя гайками к шпилькам педального узла. Шлангом цилиндр соединен с бачком гидропривода выключения сцепления. Бачок установлен на перегородке моторного отсека с левой стороны. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что облегчает проверку уровня жидкости в приводе. В крышке бачка установлен гофрированный резиновый успокоитель жидкости. Для соединения полости бачка с атмосферой в крышке выполнено отверстие.
К главному цилиндру подсоединен штуцер трубопровода, подводящего жидкость от главного цилиндра к рабочему, другой конец этого трубопровода соединен с наконечником шланга гидропривода. Наконечник шланга скобой закреплен в кронштейне кузова. Другой конец шланга соединен с рабочим цилиндром гидропривода выключения сцепления.
Рабочий цилиндр двумя болтами крепится к картеру сцепления. Шток цилиндра является толкателем вилки выключения сцепления, установленной на шаровой опоре в картере сцепления. Одним концом вилка опирается на регулировочную гайку толкателя, а другим фигурной пружиной прижимается к муфте выжимного подшипника. Муфта подшипника надета на направляющую втулку передней крышки коробки передач и имеет возможность продольного перемещения.
При работающем двигателе ведущая и ведомая части сцепления вращаются как одно целое, передавая крутящий момент от коленчатого вала двигателя на первичный вал коробки передач. При нажатии педали сцепления усилие через гидропривод от рабочего цилиндра передается на вилку выключения сцепления, которая, поворачиваясь на шаровой опоре, перемещает выжимной подшипник по направляющей втулке. Подшипник воздействует на диафрагменную пружину корзины, она прогибается на опорных кольцах и отводит нажимной диск от ведомого диска. При этом первичный вал коробки передач отсоединяется от коленчатого вала двигателя, передача крутящего момента прекращается. При отпускании педали все детали сцепления под действием пружин возвращаются в исходное положение.