Разборка
Если требуется замена только какой-либо одной детали, то можно не разбирать полностью головку цилиндров и снять только то, что необходимо для замены. Полностью же головку цилиндров разбирают в следующей последовательности.
Удалив крышку 5 (рис. 38) с прокладкой 7, устанавливают головку цилиндров 1 на подставку, отворачивают гайки и снимают карбюратор с проставкой, теплоизолирующий экран карбюратора, а затем впускной и выпускной трубопроводы (одновременно снимается заборник теплого воздуха).
Рис. 38. Детали и узлы головки цилиндров
Снимают отводящий патрубок охлаждающей рубашки двигателя. Вывертывают датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, датчик контрольной лампы давления масла и свечи зажигания. Отвертывают гайки и снимают топливный насос с прокладками, проставкой и толкателем. Отсоединяют от головки цилиндров корпус вспомогательных агрегатов.
Снимают корпусы подшипников 3 и 6 распределительного вала. Вынимают распределительный вал 2 из постелей подшипников головки цилиндров и снимают с него сальник 7.
Вынимают из отверстий головки цилиндров толкатели И (рис. 39) клапанов с регулировочными шайбами К). Освобождают клапаны от сухарей 9, сжимая пружины клапанов приспособлением 67.7823.9505 (рис. 40). Снимают пружины с тарелками. Поворачивают головку цилиндров и вынимают с нижней стороны клапаны. Снимают маслоотражательные колпачки с направляющих втулок и опорные шайбы пружин.
Рис. 39. Детали клапанного механизма: 1 - клапан; 2 - направляющая втулка; 3 - стопорное кольцо; 4 - маслоотражательный колпачок; 5 - опорная шайба пружин; 6 - внутренняя пружина; 7 - наружная пружина; 8 - тарелка пружин; 9 - сухари; 10 - регулировочная шайба; 11 - толкатель | Рис. 40. Оснастка для сборки клапанного механизма: а - приспособление 67.7823.9505 для сжатия пружин; б - оправка 41.7853.4016 для установки маслоотражательных колпачков |
Сборка
Смазывают моторным маслом клапаны и новые маслоотражательные колпачки (старые использовать не допускается). Установив опорные шайбы пружин, оправкой 41.7853.4016 напрессовывают колпачки на направляющие втулки клапанов. Вставляют клапаны в направляющие втулки, устанавливают пружины и тарелки клапанов. Сжимая пружины приспособлением 67.7823.9505 (см. рис. 40), устанавливают сухари клапанов. Вставляют в отверстия головки цилиндров толкатели клапанов с регулировочными шайбами.
Проверяют, на месте ли установочные втулки корпусов подшипников распределительного вала (надеты на шпильки на рис. 38). Очищают сопрягающиеся поверхности головки цилиндров и корпусов подшипников от остатков старой прокладки, грязи и масла. Смазывают моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала и укладывают его в опоры головки цилиндров в таком положении, чтобы кулачки 1-го цилиндра были направлены вверх.
На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала наносят герметик SUPER THREE BOND No.50 или аналогичный ему герметик отечественного производства КЛТ-75Т. Необходимо иметь в виду, что запускать двигатель разрешается не ранее чем через 1 ч после нанесения герметика.
Устанавливают корпуса подшипников и затягивают гайки их крепления в два приема (см. выше «Снятие и установка распределительного вала»). Оправкой 67.7853.9580 запрессовывают новый сальник распределительного вала, предварительно смазав его моторным маслом.
Устанавливают отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой и корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом. В соответствии с указаниями разд. «Снятие и установка топливного насоса» устанавливают теплоизоляционную проставку с прокладками, толкатель и топливный насос.
Надевают на шпильки головки цилиндров прокладки и устанавливают выпускной коллектор, закрепляют его центральной гайкой, а затем устанавливают впускной трубопровод. Закрепляют их вместе с заборником 4 (см. рис. 35) теплого воздуха. Устанавливают теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор. Закрепляют его гайками и закрывают карбюратор технологической заглушкой.
Завертывают в головку цилиндров свечи зажигания и датчики указателя температуры охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла.