Общая информация
1. Звездочки распредвала, коленвала и (кроме двигателя AHL) вспомогательного вала приводятся зубчатым ремнем и вращаются синфазно. Если в процессе ремонта снять ремень ГРМ, валы получают возможность вращаться независимо и синфазность их вращения будет нарушена.
2. Конструкция двигателей, рассмотренных в данной главе, такова, что при снятом ремне ГРМ при вращении коленвала поршни упираются в клапаны. Поэтому важно соблюдать относительные положения коленвала, распредвала и (если предусмотрен) вспомогательного вале при снятом ремне ГРМ. Это достигается установкой двигателя в определенное положение (называемое ВМТ - верхняя мертвая точка) перед снятием ремня ГРМ и предотвращения валов от проворачивания. Для той же цели при ремонте двигателя двигатель необходимо установить в ВМТ, восстановив правильную фазировку валов.
Примечание: На двигателях AHL насос системы охлаждения также приводится ремнем ГРМ, но фазировка насоса не имеет значения. На двигателях ADP, APT, APW. AFY, АЕВ и AJL вспомогательный вал приводит только масляный насос, поэтому его фазировка также не имеет значения.
3. ВМТ - наивысшая точка, которую достигает поршень соответствующего цилиндра (в четырехтактном двигателе дважды за такт; один раз в такте сжатия и другой - в такте выпуска). Обычно (если специально не оговорено) при этом подразумевают ВМТ первого цилиндра в такте сжатия. Цилиндры пронумерованы от 1 до 4, начиная от ремня привода ГРМ.
4. Шкив коленвала имеет метку, которая, будучи совмещенной с меткой на крышке ремня ГРМ, указывает на то, что о ВМТ находится поршень №1 (соответственно и поршень №4) (рис. 2.4).
5. Звездочка распредвала (выпускного распредвала на двигателях DOHC) также имеет метку ВМТ (рис. 2.5). При ее совмещении с меткой на маленькой верхней крышке ремня ГРМ или клапанной крышке поршень цилиндра №1 также устанавливается в ВМТ такта сжатия.
6. В дополнение к этому маховик/планшайба также имеет метки, которые могут быть видны, если снять защитную крышку с колокола сцепления/КГП. Однако, эти метки бесполезны, если КПП снята -ответная метка находится на колоколе.
Установка поршня N4 в ВМТ
7. Перед началом работы выключите зажигание.
8. Если необходимо, снимите верхнюю крышку двигателя.
9. На двигателе ADP запомните подключение высоковольтного провода первого цилиндра к крышке распределителя снимите крышку и отметьте на корпусе распределителя положение электрода первого цилиндра. Это поможет определить по бегунку установку поршня первого цилиндра в ВМТ.
10. Снимите свечи зажигания, как описано в главе 1А.
11. Ключом за болт шкива коленвала поверните коленвал по часовой стрелке. Для определения сжатия заткните свечное отверстие первого цилиндра резиновой пробкой (давлением ее вытолкнет). На двигателях с распределителем бегунок приблизится к метке, нанесенной в соответствии с п. 9.
12. Продолжайте вращение коленвала до совмещения метки ВМТ на шкиве коленвала или маховике/планшайбе с соответствующей меткой на клапанной крышке или колоколе. Для пущей убедительности снимите верхнюю крышку ремня ГРМ, чтобы увидеть метки на звездочке распредвала.