Большинство операций, описанных в этой главе, основаны на том, что двигатель еще не снят с автомобиля. Таким образом, если использовать данную здесь информацию при капитальном ремонте двигателя, или когда он снят, многие шаги, включенные в настоящую главу можно пропустить.
Доступ к моторному отделению можно улучшить, сняв капот, как описано в главе 11.
Описание двигателя
В этой главе двигатели идентифицируются по буквенному коду производителя и по объему. Идентификация двигателей приведена в Спецификациях.
Двигатели - с жидкостным охлаждением, одним или двумя распредвалами, рядные четырехцилиндровые с чугунными блоками и алюминиевыми головками цилиндров. Все двигатели установлены спереди продольно. КПП установлена за двигателем.
Коленвал - пятиопорный, опорные полукольца, определяющие осевой зазор, установлены в центральной опоре.
Распредвал - с приводом от зубчатого ремня от звездочки коленвала. Двигатели ADR, APT, APW, AFY, AEB и AJL в головке имеют по два распредвала, ремень приводит выпускной распредвал, впускной распредвал приводится от выпускного цепью, установленной в задних концах валов. Цепь натягивается гидронатяжителем, в двигателях ADR, AFY и APT гидронатяжитель играет роль регулятора фаз газораспределения впускного распредвала.
На двигателях ADP. ADR, AFY, APT и APW ремень ГРМ также приводит вспомогательный вал. от которого, в свою очередь, приводятся масляный насос и (на некоторых моделях) распределитель зажигания. Клапаны приводятся от кулачков распредвала посредством гидротолкателей и зазор в приводе регулируется, таким образом, автоматически.
В головке цилиндров установлена один или два распредвала с приводом от зубчатого ремня, впускные и выпускные клапаны, закрывающиеся одной или двумя пружинами. Направляющие втулки клапанов в головку цилиндров запрессованы. Распредвалы воздействуют на клапаны непосредственно через гидротолкатели, снабжающиеся маслом по сверлениям в головке цилиндров.
Все двигатели кроме AHL в системе охлаждения имеют насос с приводом от коленвала вспомогательным ремнем. На некоторых моделях привод на coca системы охлаждения осуществляется от шкива насоса ГУР. На двигателях AHL насос системы охлаждения приводится от ремня ГРМ. Детально система охлаждения описана в главе 3.
Смазка двигателя производится под давлением от насоса, приводимого цепью от коленвала (AHL) или от вспомогательного вала (ADP, ADR, APT, APW, AFY, AEB, AJL). Масло забирается насосом из поддона через маслоприемник и подается в сменный масляный фильтр. Оттуда под давлением подается в головку цилиндров к опорам распредвала и гидротолкателям и в картер двигателя, смазывая опорные шейки коленвала, шатунные шейки, поршневые пальцы и стенки цилиндров. В корпус масляного фильтра ввернут датчик аварийного давления масла, срабатывающий при давлении в 1.4 бар. На двигателях AHL, APT, APW, AFY, AEB и AJL над масляным фильтром установлен маслоохладительный блок, омываемый от системы охлаждения двигателя. служащий для снижения температуры масла перед подачей его в блок цилиндров.