Как пользоваться настоящей главой
Часть А главы 2 описывает процедуры ремонта бензиновых двигателей, находящихся на автомобиле. Аналогичная информация по остальным двигателям изложена в части Б. Все процедуры снятия и установки двигателя и процедуры ремонта головки блока цилиндров описаны в главе 2В.
Большинство операций, описанных в этой главе, основаны на том, что двигатель еще не снят с автомобиля. Таким образом, если использовать данную здесь информацию при капитальном ремонте двигателя или когда он снят, многие шаги, включенные в настоящую главу, можно пропустить.
Обратите внимание на то, что некоторые процедуры, такие как замена поршней с шатунами, можно выполнить и не снимая двигатель с автомобиля, в целях соблюдения чистоты и технологии процесса лучше выполнить, двигатель сняв. По этим соображениям подобные операции описываются в главе В.
Описание двигателя
Двигатель — пятицилиндровый, рядный, с двумя верхнего расположения распределительными валами, с четырьмя клапанами на цилиндр. Двигатель под капотом установлен поперечно, на подрамнике. Коды двигателя логично отображают их конструкцию: первая цифра — число цилиндров, вторая и третья — рабочий объем двигателя в литрах и десятых долях литра, последняя цифра — число клапанов на цилиндр. Буква Т после цифр означает турбонаддув. Таким образом, двигатель В5234Т — пятицилиндровый, с рабочим объемом 2,3 литра, с 4 клапанами на цилиндр (всего 20 клапанов), с турбонаддувом.
Конструкция двигателя состоит из пяти алюминиевых секций. Головка цилиндров из двух частей — нижняя и верхняя секции; блок цилиндров, промежуточная секция и поддон образуют остальные три. Разъем верхней и нижней секций головки цилиндров проходит по плоскости осевых линий распредвалов, разъем блока цилиндров с промежуточной секцией производится в плоскости осевой линии коленвала. Между головкой цилиндров и блоком используется обычная прокладка, посадка остальных секций осуществляется на жидком герметике.
Блок цилиндров из алюминиевого сплава содержит пять сухих гильз из ковкого чугуна, которые установлены в блок при его отливке. Гильзы замене не подлежат. Промежуточная секция также содержит в своей отливке усиливающие детали опор коленвала, изготовленные из ковкого чугуна.
Привод распредвалов осуществляется зубчатым ремнем через звездочки, содержит автоматический натяжитель. Насос охлаждения также приводится ремнем ГРМ. Все вспомогательные агрегаты приводятся одиночным поликлиновым ремнем от шкива коленвала.
Головка цилиндров — с поперечным потоком газов; впускные каналы расположены спереди, выпускные — сзади двигателя (NB: двигатель установлен поперек). Верхняя секция головки цилиндров играет роль клапанной крышки, распредвалы вращаются в шести подшипниках скольжения, половинки которых составляют единое целое с соответствующими отливками двух секций головки. Привод клапанов на некоторых двигателях осуществляется посредством необслуживаемых гидротолкателей, приводимых, в свою очередь, непосредственно кулачками распредвалов.
На впускных распредвалах атмосферных двигателей и выпускных распредвалах турбированных двигателей устанавливается система WT — Variable Valve Timing (регулируемые фазы открытия клапанов).
Коленвал вращается в шести опорах с подшипниками скольжения, имеющими вкладыши, аналогичные подшипники использованы в шатунных шейках. Осевой зазор коленвала ограничивается опорными полукольцами, объединенными со вкладышами пятой опоры коленвала.
Система смазки — с полнопоточным масляным фильтром, под давлением. Масло забирается из поддона шестеренчатым насосом, приводимым от носка коленвала. Масло под давлением проходит через фильтр, затем поступает к опорам валов и в клапанный механизм. Все модели оборудованы внешним маслоохладителем, установленным в задней части поддона. Модели с турбонаддувом имеют также подающий и возвратный маслопроводы, обеспечивающие смазку подшипников турбины.
Ремонтные работы, возможные на двигателе, не снятом с автомобиля.
Следующие работы можно выполнить на двигателе, не снимая его с автомобиля:
- а) Проверка компрессии.
- б) Снятие и установка ремня ГРМ.
- в) Сальники распредвалов — замена.
- г) Распредвалы и звездочки — снятие и установка.
- д) Головка цилиндров — снятие и установка.
- е) Головка цилиндров и поршни — удаление нагара.
- ж) Сальники коленвала — замена.
- з) Масляный поддон — снятие и установка.
- и) Маховик/планшайба — снятие и установка.
- к) Опоры двигателя — снятие и установка.