Примечание: Для этой процедуры потребуются инструменты Volvo, каталожные номера 999 5452, 999 5453 и 999 5454, используемые для фиксации распредвалов в верхней секции головки при установке и для установки верхней секции. Подробности самодельной конструкции таких инструментов приведены в тексте. Без этих инструментов не следует пытаться проводить такую операцию. Также потребуется тюбик «жидкой прокладки» и короткошерстный валик для нанесения этого герметика (можно приобрести у дилера Volvo).
Снятие
1. Слейте охлаждающую жидкость, как описано в главе 1А.
2. Снимите ремень ГРМ, как описано в параграфе 3.
3. Как описано в главе 4А, снимите узел воздушного фильтра и впускные воздуховоды, чтобы получить доступ к распредвалам.
4. На двигателях с турбонаддувом распустите хомуты и снимите воздуховод наддува, проходящий над двигателем. Закройте отверстия, чтобы не попала грязь.
5. Отверните болты и гайки и отсоедините подкапотную поперечину от стаканов крепления стоек передней подвески (см. рис. 3.2, а).
6. Отверните гайку и снимите болт крепления подкапотной поперечины к кронштейну двигателя. Обратите внимание на то, что для установки потребуется новый болт с гайкой (см. рис. 3.2, 6).
7. Отверните болты и снимите кронштейн двигателя для крепления к подкапотной поперечине (см. рис. 4.3).
8. Отсоедините разъем проводки датчика положения распредвала, расположенный у КПП.
9. На двигателях без турбонаддува отверните винты и снимите кронштейн в левой части головки цилиндров, затем выньте заглушку выпускного распредвала (см. рис. 4.6 и 4.7).
10. На моделях с турбонаддувом выньте резиновую заглушку впускного распредвала из головки цилиндров в левой ее части (см. рис. 4.7).
11. Отверните два болта и снимите корпус датчика с головки цилиндров слева от впускного или выпускного распредвала. Отверните болт и снимите задающий ротор с распредвала (см. рис. 4.4).
12. Обратите внимание на положение прорезей в торцах распредвалов. Перед снятием звездочек распредвалы следует развернуть так, чтобы эти прорези расположились параллельно линии стыка между верхней и нижней секциями головки. В этом положении распредвалы следует зафиксировать. Обратите внимание на то, что прорези слегка смещены от средней линии: одна расположена чуть выше, другая — чуть ниже.
13. Для фиксации распредвалов в необходимом для установки положении приобретите инструмент Volvo 999 5452 или изготовьте самодельный (см. п. 8 параграфа 4).
14. Убедитесь в том, что метки газораспределения на звездочке коленвала все еще совпадают, и установите фиксирующий распредвалы инструмент на головку цилиндров (см. рис.). Возможно, потребуется слегка пошевелить распредвалы, чтобы инструмент вошел в прорези.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449625.jpg)
Рис. 6.14. Самодельный инструмент для фиксации распредвалов (верхняя секция головки снята для ясности)
15. Нанесите на звездочки метки, обозначающие их соответствие распредвалам (впуск и выпуск), чтобы не перепутать при установке. Впускной распредвал — передний.
16. Для снятия звездочки с узлом регулирования фаз используйте биту Тогх 55, с помощью которой выверните переднюю заглушку, затем той же битой отверните центральный болт крепления. Стяните звездочку с распредвала вместе с узлом регулировки (см. рис. 4.12, а, 4.12, 6 и 4.12, в). Будьте готовы к разливу масла.
17. Для снятия звездочки без узла регулирования фаз отверните три болта и снимите звездочку. Зафиксировать звездочку от проворачивания можно с помощью вильчатого инструмента (см. п. 13 параграфа 4). Стяните звездочку с распредвала.
18. Снимите катушки зажигания, как описано в главе 5Б.
19. Отсоедините от клапанной крышки шланг вентиляции картера.
20. Отсоедините разъем проводки от узла регулирования фаз, затем снимите соленоид регулирования (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449626.jpg)
Рис. 6.20. Отверните болты (указаны стрелками) и снимите соленоид узла регулирования фаз
21. Постепенно ослабляя, в диагональной последовательности, от середины к краям, отверните все болты крепления верхней секции головки цилиндров. Запомните расположение заземляющих шин и способ их подключения (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449627.jpg)
Рис. 6.21. Запомните подключение проводов соединения с массой
22. Аккуратными ударами обрезиненного молотка по специально предусмотренным для этого приливам отделите верхнюю секцию от нижней и снимите ее вверх. Верхнюю секцию можно поддеть монтажной лопаткой, но не ковыряйте
стык никакими отвертками с целью разрушения стыка — приваленные поверхности легко повредить. Верхняя секция посажена на нескольких направляющих втулках, требуется известное терпение.
23. Отделив верхнюю секцию, снимите ее вверх. Под действием клапанных пружин распредвалы «подскочат» — постарайтесь, чтобы они не повредили верхнюю секцию.
24. Удалите уплотнительные кольца из свечных углублений в нижней секции. Для сборки потребуются новые уплотнительные кольца.
25. Нанесите маркером метки на распредвалы (впуск-выпуск), чтобы облегчить сборку. Снимите распредвалы вместе с сальниками. Кулачки имеют острые края — не повредите руки.
26. Снимите сальники с распредвалов, запомнив их положение. Для сборки требуются новые сальники.
27. Держите наготове подходящую коробку с двадцатью секциями, в которые можно по порядку раскладывать снимаемые толкатели.
28. Если установлены гидротолкатели (см. Спецификации), коробка должны держать масло, в которое гидротолкатели следует погрузить полностью.
29. Пронумеруйте секции коробки в соответствии с номером цилиндра и клапана, впуск-выпуск, левый-правый, чтобы не перепутать гидротолкатели при сборке.
30. Вынуть толкатели можно с помощью магнита или присоски. Раскладывайте снятые детали по своим местам (см. рис.). Гидротолкатели следует погружать в масло полностью.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449628.jpg)
Рис. 6.30. Снимите толкатели и разложите их по своим местам
Проверка
31. Убедитесь в отсутствии механических повреждений и износа кулачков и шеек распредвалов. Если цементированная поверхность кулачка стерта, далее износ будет быстро прогрессировать.
32. Компания Volvo не приводит размеров шеек и опор распредвалов. Однако, если износ очевиден, единственный выход — замена изношенного компонента.
33. Толкатели также не должны иметь задиров, трещин или иных повреждений. Если установлены обычные толкатели (без гидрокомпенсаторов) или заменяются распредвалы. клапаны или отливка секции головки, следует проверить зазоры в клапанном механизме, установив толкатели нужного размера, как описано далее.
Подготовка к установке
34. Тщательно удалите старый герметик с привалочных поверхностей обеих секций. Для этого потребуется специальный растворитель и мягкий пластиковый шпатель: металлическим шпателем мягкий металл легко поцарапать. Поскольку стык не уплотняется обычной прокладкой, идеальное состояние привалочных поверхностей — абсолютное условие.
35. Удалите все следы масла, грязи и т.п„ вытерев насухо поверхность чистой салфеткой, не оставляющей ворсинок. Все масляные каналы должны быть абсолютно чисты.
Проверка и регулировка зазоров в клапанном механизме
36. На двигателях без гидротолкателей (см. Спецификации), после замены распредвалов, головки цилиндров или клапанов следует произвести проверку и регулировку зазоров в клапанном приводе.
37. Проверку зазоров можно произвести до снятия ремня ГРМ, установив инструмент Volvo 999 5754 на левые торцы распредвалов. Если такого инструмента нет, зазоры можно выставить, как описано далее, начиная с п. 38. Выверните свечи зажигания (см. главу 1А) и 20 инспекционных заглушек, чтобы получить доступ к зазорам. Проверните коленвал по часовой стрелке, до совпадения метки на инструменте Volvo с меткой на клапанной крышке, указывающей, какой зазор следует проверять. Установкой подходящих плоских щупов длиной порядка 15 мм в инспекционное отверстие измерьте зазор. Проверните коленвал далее и проверьте следующую группу зазоров (см. рис.). Если зазоры не совпадают с данными, приведенными в Спецификациях, действуйте следующим образом.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449629.jpg)
Рис. 6.37, а. Выверните инспекционные заглушки регулирования зазоров (4 стрелки)
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449630.jpg)
Рис. 6.37, 6. Вставьте щуп на глубину примерно 15 мм, чтобы измерить зазор
38. Установите два толкателя (впускной и выпускной) в первом проверяемом цилиндре в положение проверки зазора.
39. Уложите распредвал на толкатели соответствующими кулачками в сторону от толкателей.
40. Прижмите распредвал к головке рукой и измерьте зазор между нижней поверхностью распредвала и поверхностью толкателя. Если зазор не укладывается в допуски Спецификаций, снимите распредвал и толкатель. Донышко толкателя снизу имеет маркировку, обозначающую его толщину.
41. Для корректировки зазора устанавливают толкатель с большей или меньшей толщиной донышка. Обратите внимание на то, что в Спецификациях приведены значения зазоров «Проверка» (при установленных клапанной крышке, ремне ГРМ и т.п.) и «Регулировка» (при снятых указанных деталях).
42. Для сборки распредвал следует установить в верхней секции в нужное положение и зафиксировать его там специальными инструментами. Затем этот узел устанавливается на нижнюю секцию, с помощью дополнительных инструментов прижимается, преодолевая сопротивление клапанных пружин, и приворачивается болтами. Если возможно, приобретите необходимые инструменты Volvo, указанные в Примечании в начале параграфа, и действуйте в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями. Действуя иным способом, можно изготовить эти инструменты самостоятельно.
43. Для фиксации распредвалов в нужном положении слева изготовьте инструмент, описанный в п. 9 параграфа 4.
44. Для фиксации распредвалов справа изготовьте инструмент.
45. Теперь наконец изготовьте стяжные инструменты, как описано выше.
Установка
46. Начните сборку с обильной смазки чистым моторным маслом сверлений в нижней секции головки под толкатели.
47. Установите толкатели по своим местам. Перед установкой заполните толкатели чистым моторным маслом через боковые отверстия.
48. Убедитесь в том, что привалочные поверхности обеих секций абсолютно чистые и сухие.
49. Убедитесь в том, что метки газораспределения коленвала все еще совмещены.
50. С помощью короткошерстного валика нанесите ровный слой «жидкой прокладки» Volvo (1161 059) на приваленную поверхность только верхней секции (см. рис.). Проследите за тем, чтобы покрыта была вся поверхность, но внутрь масляных каналов герметик не попал; для хорошего уплотнения достаточно совсем тонкого слоя.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449631.jpg)
Рис. 6.50. Нанесите герметик короткошерстным роликом
51. Слегка смажьте шейки распредвала чистым моторным маслом, так чтобы масло не попало на «жидкую прокладку».
52. Уложите распредвалы на свои места, помня о том, что впускной распредвал должен быть расположен спереди от двигателя.
53. Разверните распредвалы так, чтобы их торцевые прорези расположились параллельно линии стыка секций (прорези относительно этой линии слегка смещены по обе стороны) (см. рис.). Прорезь впускного распредвала смещена вверх от линии, выпускного — вниз, если смотреть на верхнюю секцию так, как будто она установлена. Проверьте это, посмотрев на распредвалы с других торцов: два отверстия для крепления звездочки впускного распредвала должны быть смещены вверх от средней линии, у выпускного — вниз.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449632.jpg)
Рис. 6.53. Расположите распредвалы так, чтобы их торцевые прорези были параллельны линии стыка (см. текст)
54. Установив распредвалы правильно, зафиксируйте их, закрепив слева и справа фиксирующими инструментами. Зафиксировав валы, больше их не вращайте (это и невозможно).
55. Установите новые уплотнительные кольца в канавку вокруг каждого свечного колодца в нижней секции (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449633.jpg)
Рис. 6.55. Установите новые уплотнительные кольца в свечные колодцы
56. Поднимите верхнюю секцию с распредвалами и уложите на нижнюю секцию головки.
57. Вставьте болты прижимных инструментов в свечные отверстия №1 и №5, надежно затяните их. Если используете самодельные инструменты, убедитесь в том, что болты надежно закреплены на остатках свечей, иначе их потом будет не удалить.
58. Наденьте на прижимные болты прижимные планки и закрепите их гайками (см. рис.). Постепенно и не торопясь обтягивая гайки, стяните обе секции. Помните, что сопротивление клапанных пружин — весьма ощутимо. Следите за тем, чтобы верхняя секция все время оставалась горизонтально, иначе можно деформировать направляющие втулки.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449634.jpg)
Рис. 6.58. Самодельный стяжной инструмент установлен
59. Заверните болты крепления верхней секции, затягивая их постепенно и равномерно в диагональной последовательности и предписанным моментом.
Не забудьте закрепить под задний болт шину массы.
60. Закрепив верхнюю секцию, снимите стяжной инструмент и прижимной инструмент с левого края головки. Инструмент для фиксации распредвалов в правой части оставьте на месте.
61. Смажьте кромки четырех новых сальников распредвалов чистым моторным маслом, наденьте каждый из них на распредвал и запрессуйте в посадочное место с помощью обрезиненного молотка и цилиндрической оправки, заподлицо с корпусом (см. параграфы 4 и 5).
62. Установите звездочки распредвалов, ремень ГРМ и т.п., как описано в параграфе 4.
63. Установка остальных компонентов — обратная процедура
64. В завершение залейте охлаждающую жидкость, как описано в главе 1А.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449635.jpg)
Для притягивания верхней секции головки к нижней возьмите две старые свечи зажигания и аккуратно удалите фарфоровый изолятор, оставив только резьбовую часть. Высверлите отверстия, чтобы вставить длинные болты в каждую из них, надежно закрепив их гайками. Болты должны быть достаточно длинными, чтобы выступать из свечных колодцев над поверхностью секции. Просверлите в двух стальных полосках длины, достаточной, чтобы перекрыть всю секцию, по 6 мм отверстию, чтобы продеть сквозь них болты. Если вместо болтов применяются шпильки, наверните на них по две гайки, стянув их.