Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора, как это описано в главе 5А.
2. Слейте охлаждающую жидкость, как описано в главе 1А.
3. Снимите впускной и выпускной коллекторы, как описано в главе 4А.
4. Снимите распредвал и толкатели, как описано в параграфе 6.
5. Если необходимо, отверните болт крепления задней крышки ремня ГРМ к головке цилиндров.
6. Если еще не сделано, отверните болт и снимите провод(а) соединения с массой в задней части головки цилиндров.
7. Распустив хомуты, снимите верхний шланг радиатора, соединяющий его с корпусом термостата.
8. Отверните два болта крепления фланца трубки системы охлаждения к головке цилиндров.
9. Ослабьте болты крепления головки, на пол-оборота за проход, в указанном порядке (см. рис.). Выверните болты. Для установки требуются новые болты.
Рис. 7.9. Последовательность ослабления болтов крепления головки
10. Снимите головку цилиндров вверх и уложите на деревянные бруски, чтобы не повредить выступающие клапаны. Выбросьте старую прокладку головки.
11. Если головку следует разобрать для ремонта, действуйте согласно описанию главы 2В.
Подготовка к установке
12. Перед установкой приваленные поверхности головки и блока должны быть сухими и абсолютно чистыми.
13. Удалите скребком следы старой прокладки и нагар, очистите также нагар с поршней. Особенно осторожно очищайте поверхность головки, поскольку мягкий металл легко повредить.
14. Нагар не должен попасть в масляные и водяные каналы, особенно масляные, поскольку он может заблокировать подачу смазки в гидротолкатели и трущиеся поверхности двигателя. Заткните отверстия с помощью липкой ленты и бумажных пробок. Днища поршней очищайте тем же способом. Для предотвращения попадания нагара между стенками цилиндров и поршнями заполните зазоры пластичной смазкой, которую затем можно удалить вместе с грязью кистью и чистой ветошью.
15. Стыковочные поверхности головки и блока не должны иметь трещин, раковин и зазубрин. Небольшие дефекты можно устранить надфилем, серьезные потребуют шлифовки, но эту работу лучше доверить специалистам.
16. Если есть подозрение, что стыковочная поверхность головки искривлена, проверьте ее стальной линейкой, поставив ее на ребро. Для получения детальной информации обратитесь к описанию главы 2В.
17. Очистите резьбовые гнезда для болтов крепления головки от всех видов грязи, воды и масла. Прогоните резьбу метчиками. Для этого можно использовать старый болт, сделав на его резьбе пару продольных пропилов. Продуйте сверления сжатым воздухом от компрессора или шинного насоса. Оставшееся масло или вода в резьбовых отверстиях могут стать причиной появления фатальных трещин в блоке при затяжке болтов крепления головки.
Установка
18. Уложите новую прокладку на блок цилиндров и направляющие втулки. Проследите за тем, чтобы надпись ТОР на прокладке оказалась сверху.
19. Опустите головку на блок. Смажьте чистым моторным маслом резьбовые части и нижние поверхности головок болтов. Затяните болты крепления головки моментом, предписанным для этапа 1, в последовательности, обратной указанной (рис. 7.9).
20. В той же последовательности затяните болты моментом, указанным для этапа 2, и доверните на угол, предписанный для этапа 3, используя угломерный инструмент (см. рис.).
Рис. 7.20. Доверните болты, используя транспортирную насадку
21. Установите трубку с фланцем и новой прокладкой, надежно закрепив ее двумя болтами.
22. Установите верхний шланг радиатора.
23. Заверните болт крепления крышки ремня ГРМ и болт крепления шины соединения с массой.
24. Установите распредвалы с толкателями, как описано в параграфе 6, но аккумулятор пока не подключайте.
25. Установите впускной и выпускной коллекторы, как описано в главе 4А.
26. В завершение залейте охлаждающую жидкость, как описано в главе 1А.