Примечание: Для проведения этой процедуры требуется инструмент Volvo 999 5452 для фиксации распредвала от проворачивания при снятии звездочек. В тексте приведен чертеж самодельного инструмента. Не пытайтесь проводить Операцию без фиксации распредвалов, чтобы не нарушить газораспределение. Также потребуется инструмент Volvo 999 5451.
Снятие
1. Снимите ремень ГРМ, как описано в параграфе 3.
2. Как описано в главе 4А, снимите узел воздушного фильтра и впускные воздуховоды, чтобы получить доступ к левой стороне распредвалов.
3. Отверните болты и снимите кронштейн крепления подкапотной поперечины сверху двигателя (см. рис.).
Рис. 4.3. Отверните болты (стрелка) и снимите кронштейн крепления сверху двигателя
4. На двигателях без турбонаддува (атмосферных) отверните болты и снимите корпус датчика положения распредвала с впускного распредвала (см. рис.).
Рис. 4.4. Отверните два болта Тогх (стрелки) и снимите датчик положения распредвала
5. На моделях с турбонаддувом отверните два винта и снимите корпус датчика с головки цилиндров в левой части выпускного распредвала. Отверните болт и снимите пластину ротора датчика с конца выпускного распредвала.
6. Отверните болты и снимите кронштейн с левой части головки цилиндров (если установлен) (см. рис.).
Рис. 4.6. Отверните болты и снимите кронштейн (стрелка) в левой части головки цилиндров (только модели без турбонаддува)
7. Поддев отверткой, снимите пластиковую заглушку в конце впускного распредвала (модели с турбонаддувом) или выпускного распредвала (модели без турбонаддува) (см. рис.). Будьте готовы к разливу масла.
Рис. 4.7. Пластиковую заглушку у торца распредвала удаляют отверткой
8. Обратите внимание на положение прорезей в левых торцах распредвалов.
Перед снятием звездочек распредвалы следует расположить так, чтобы эти прорези были параллельны линии стыка между верхней и нижней секциями головки цилиндров. В этом положении распредвалы следует зафиксировать. Обратите внимание на то, что прорези слегка смещены относительно средней линии: одна из них расположена слегка выше, другая — слегка ниже.
9. Чтобы заблокировать распредвалы в нужном положении, приобретите инструмент Volvo 9995452 или изготовьте его самостоятельно.
10. Проследите за тем, чтобы метки газораспределения на звездочках были совмещены и установите инструмент фиксации распредвалов (см. рис.). Возможно, придется очень аккуратно и немного пошевелить распредвалы, чтобы совместить инструмент с прорезями.
Рис. 4.10. Совместите стопорящий инструмент с прорезями в торцах распредвалов и закрепите его
11. Если предстоит снимать обе звездочки распредвалов, нанесите маркером соответствующие метки на них, чтобы не перепутать при установке. Впускной распредвал — передний.
12. Если снимается звездочка с узлом регулировки фаз, для выворачивания передней заглушки потребуется бита Тогх 55, затем той же битой отворачивают центральный болт крепления. Стяните звездочку с распредвала вместе с узлом регулировки фаз (см. рис.). Будьте готовы к разливу масла.
Рис. 4.12, а. Для отворачивания заглушки узла регулирования фаз используйте биту Тогх 55...
Рис. 4.12, б. ...затем той же битой отверните болт крепления звездочки...
Рис. 4.12, в. ...и снимите весь узел
13. При снятии звездочки без узла регулировки фаз отверните три болта. Для этого зафиксируйте звездочку от проворачивания с помощью самодельного вильчатого инструмента.
14 Если сальник течет, удалите его, поддев подходящим крючком или небольшой отверткой. Не повредите при этом рабочую шейку вала.
Установка
15. Очистите посадочное место сальника. Убедитесь в отсутствии повреждений рабочей шейки вала, которые могут преждевременно повредить новый сальник.
16. Смажьте новый сальник чистым моторным маслом. Наденьте сальник на вал рабочими кромками внутрь, запрессуйте его в посадочное место с помощью трубчатой оправки заподлицо с поверхностью головки (см. рис.).
Рис. 4.16. Наденьте новый сальник на распредвал кромками внутрь
Звездочка без узла регулировки фаз
17. Установите звездочку на распредвал, совместив метки. Заверните болты крепления до упора, но не затягивайте их, чтобы звездочка имела свободу разворачиваться на вытянутых отверстиях. Убедитесь в совпадении меток коленвала, как описано в п. 14 параграфа 3.
Звездочка с узлом регулировки фаз
18. Убедитесь в том, что коленвал все еще установлен, как описано в параграфе 3, затем проверните его на несколько градусов по часовой стрелке.
19. Снимите стартер, как описано в главе 5А.
20. Выверните заглушку из блока двигателя и вставьте инструмент для фиксации вала Volvo 999 5451 (см. рис.).
Рис. 4.20, а. Сняв стартер, отверните заглушку (стрелка)...
Рис. 4.20, б. ...и установите стопор коленвала
Рис. 4.20, в. Если у вас есть доступ к токарному станку, можно изготовить копию инструмента Volvo
Рис. 4.20, г. Обратите внимание на то, что стопор коленвала имеет скос
21. Проверните коленвал против часовой стрелки так, чтобы появилась возможность вставить инструмент в выемку на коленвале.
22. Прижмите узел регулировки фаз к распредвалу и заверните болт крепления (с головкой Тогх). Наживите болт.
23. Ослабьте, но не выворачивайте болты крепления звездочки распредвала к узлу регулировки фаз (см. рис.).
Рис. 4.23. Ослабьте болты крепления звездочки к узлу регулирования фаз
24. Установите звездочку так, чтобы болты расположились посередине вытянутых отверстий, и слегка затяните их.
25. Разверните узел регулировки фаз по часовой стрелке до упора. Ослабьте центральный болт с головкой Тогх.
26. Временно установите верхнюю/ внутреннюю крышку ремня ГРМ.
27. Продолжайте разворачивать узел регулировки по часовой стрелке до совмещения метки на звездочке с меткой на верхней/внутренней крышке ремня ГРМ (см. рис.).
Рис. 4.27. Проверните узел регулирования фаз по часовой стрелке до совпадения двух меток (стрелка)
28. Затяните болт Тогх предписанным моментом. Затягивая болт, не позволяйте проворачиваться узлу регулировки фаз.
Все звездочки
29. Установите новый ремень ГРМ на звездочки, как описано в п.п. 27...33 параграфа 3.
30. Ослабьте болты крепления узла регулировки фаз к звездочке распредвала и болты крепления звездочки без такого узла к распредвалу (в зависимости от того, с какой звездочкой работаете).
31. Установите центральную заглушку на узел регулировки фаз и затяните ее предписанным моментом.
32. Установите динамометрический ключ на 25 Н·м и приложите к центральной пробке такой момент, одновременно затягивая болты крепления звездочек предписанным для них моментом (см. рис.).
Рис. 4.32. Прикладывая усилие 25 Нм к центральной заглушке, затяните болты крепления звездочки к узлу
33. Затяните болты крепления звездочки без угла регулировки фаз предписанным моментом.
34. Проверьте положение рычага натяжителя ремня ГРМ и, если необходимо, отрегулируйте (см. п.п. 27...33 параграфа 3).
35. Снимите инструменты фиксации распредвалов и коленвала.
36. Проверните коленвал на два полных оборота, затем проверьте совпадение всех меток газораспределения.
37. Убедитесь в том, что указатель натяжителя расположен посередине выреза. Если это не так, ослабьте болт его крепления и снова отрегулируйте положение натяжителя, как описано в п.п. 31...35 параграфа 3.
38. Установка остальных компонентов — обратная процедура.
Чтобы изготовить инструмент для фиксации распредвалов, возьмите отрезок стального уголка, отрезав его так, чтобы он поместился поперек в левой части головки цилиндров. Возьмите отрезок стальной полоски, по толщине плотно входящей в прорези распредвалов. Разрежьте полоску на две части и просверлите отверстия, чтобы получить возможность прикрепить их болтами с гайками и шайбами к уголку. Высоту установки полосок следует отрегулировать с помощью дистанционных прокладок, с учетом п. 8 в тексте (смещение прорезей). Следует рассчитывать прочность инструмента, с тем чтобы он выдержал нагрузки при отворачивании и заворачивании болтов крепления звездочек.
Для изготовления вильчатого инструмента возьмите два отрезка стальной полосы толщиной 6 мм и длиной один 200 мм, другой порядка 600. Соедините их болтом с гайкой наподобие вилки. Зубья вилки загните и обточите так, чтобы их можно было вставить в отверстия звездочки. Остальное ясно из картинки.