2. Отверните болты/гайки и снимите подкапотную поперечину, распирающие стаканы опор передних стоек подвески (см. рис).
Рис. 3.2, а. Отверните болт с гайкой с двух сторон подкапотной поперечины (стрелка)...
Рис. 3.2, б. ...отверните центральную гайку/ болт (стрелка) крепления, снимите подкапотную поперечину
3. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов, как это описано в главе 1А.
4. Отверните два винта Тогх, освободите две пружинные защелки и снимите внутреннюю/верхнюю крышку ремня ГРМ (см. рис ).
Рис. 3.4. Освободите защелки (стрелки) и отверните два винта Тогх (стрелки)
5. Если установлен, отсоедините впускной воздуховод турбонагнетателя, отверните шесть винтов и снимите крышку свечей зажигания в середине головки цилиндров (см. рис.).
Рис. 3.5. Крышка свечей зажигания крепится шестью болтами Тогх (стрелки)
6. Освободите резервный бачок ГУР от опор, отведите его в сторону, не отсоединяя шлангов. Проследите за тем, чтобы пробка была завернута плотно, закрепите бачок по возможности вертикально (см. рис.).
Рис. 3.6. Освободите защелку (стрелка) и снимите резервный бачок ГУР с опор вверх
7. Снимите вверх расширительный бачок системы охлаждения и тоже отведите в сторону. Отсоедините проводку от датчика уровня, но шлангов при этом не отсоединяйте.
8. Отверните одиночный болт в центре передней крышки ремня, стяните крышку с двигателя и поднимите ее, чтобы освободить фиксаторы (см. рис.).
Рис. 3.8, а. Отверните болт крепления...
Рис. 3.8, б. ...и поднимите крышку вверх, чтобы освободить защелки внизу
9. Ослабьте болты правого переднего колеса, затяните стояночный тормоз, поднимите переднюю часть автомобиля домкратом и установите страховочные опоры (см. Поднятие автомобиля домкратом и установка страховочных опор). Снимите правое переднее колесо.
10. Отверните две пластиковые гайки крепления пластины локера и отогните ее к локеру, чтобы получить доступ к шкиву коленвала (см. рис.).
Рис. 3.10. Отверните две пластиковые гайки и снимите пластину локера
11. Временно установите внутреннюю/ верхнюю крышку ремня ГРМ.
12. Взяв головкой с воротком за центральную гайку шкива коленвала, проверните его по часовой стрелке (если смотреть справа автомобиля) до совмещения меток.
Рис. 3.12. Совместите метки на звездочках распредвалов (А) с метками на крышке ремня ГРМ (В)
на звездочках распредвалов с засечками на верхней крышке ремня ГРМ (см. рис.).
13. В этом положении метка на фланце звездочки коленвала должна совместиться также и с отлитым выступом на корпусе насоса (см. рис.).
Рис. 3.13. Выступ на фланце звездочки коленвала (А) должен совместиться с меткой на корпусе масляного насоса (В)
14. Метки газораспределения разглядеть не так уж просто: метки на звездочках распредвалов — едва заметные царапины на самом краю. Метку на фланце звездочки коленвала можно увидеть только сверху. Возможно, придется сделать не одну попытку, чтобы убедиться в справедливости совпадений меток.
15. Теперь шкив коленвала (для ремня привода вспомогательных агрегатов) следует снять. Он крепится к звездочке коленвала четырьмя болтами, к самому колен. валу — большой гайкой.
16. Ослабьте затяжку всех четырех болтов, но выверните только два из них. С помощью самодельного вильчатого инструмента для фиксации коленвала от проворачивания, удерживая шкив неподвижно, ослабьте затяжку центральной гайки — гайка затянута очень туго (см. рис.).
Рис. 3.16, а. Отверните два болта...
Рис. 3.16, б. ...установите самодельный вильчатый инструмент...
Рис. 3.16, в. ...и ослабьте центральную гайку
17. Ослабив гайку, перед снятием шкива и верхней крышки ремня ГРМ проверьте совмещение меток газораспределения, как описано в п.п. 13 и 14.
18. Шкив коленвала установлен на круглом штифте, может потребоваться съемник (см. рис.). Не рекомендуется поддевать шкив рычагами — можно его повредить.
Рис. 3.18. Направляющий штифт шкива коленвала (стрелка)
19. Вставьте 6-мм шестигранник в отверстие на рычаге натяжителя, ослабьте болт крепления натяжителя, проверните
узел натяжителя по часовой стрелке, установив его в положение примерно 10 часов, чтобы снять натяжение ремня (см. рис.). Если устанавливаете новый ремень, снимите натяжитель полностью, запомнив, как выступ на натяжителе совмещен с выемкой на двигателе. Компания Volvo рекомендует заменять натяжитель при всякой замене ремня ГРМ.
Рис. 3.19. Ослабьте болт крепления натяжителя (стрелка)
20. Если ремень предстоит использовать повторно, маркером нанесите на него метку (стрелку), указывающую в направлении его вращения. Стяните ремень со звездочек и роликов и снимите его. Вокруг звездочек места мало, потребуется некоторая ловкость рук. При снятии ремня не сбивайте метки газораспределения!
21. Проверните паразитный ролик, проверяя плавность его вращения. Если появились малейшие сомнения, замените ролик.
22. Внимательно осмотрите ремень, особое внимание уделив основаниям зубьев. При малейшем сомнении ремень подлежит замене.
23. Если двигатель ремонтируется капитально или его пробег приближается к 60 000 км, ремень заменяйте безусловно, вне зависимости от его состояния. Цена ремня несопоставима с ценой ремонта двигателя.
24. Если обнаружены следы замасливания или попадания охлаждающей жидкости на ремень, найдите причину и устраните ее. Вымойте место вокруг ремня, удалив все следы масла.
25. Тщательно проверьте состояние водяного насоса, убедившись в отсутствии малейших утечек. В насосе есть «контрольное отверстие», через которое при изношенном насосе сочится охлаждающая жидкость — «насос плачет». Это отверстие расположено вверху узла, за звездочкой (см. параграф 7 главы 3). Следы жидкости в виде белого налета, появившегося после изрядного пробега, указывают на необходимость замены насоса. Если этим пренебречь, течь будет прогрессировать, чтобы заменить насос, потребуется снова снимать ремень.
26. Компания Volvo рекомендует при установке нового ремня ГРМ заменять и узел натяжителя.
Установка ремня и регулировка натяжения
27. Перед установкой нового ремня убедитесь в том, что звездочки установлены согласно меткам (п.п. 13 и 14). Для этого потребуется временно установить верхнюю крышку ремня.
28. Если снимался, установите натяжитель ремня в то же положение, какое предусмотрительно запомнили при снятии: вилка натяжителя должна расположиться над выступом блока цилиндров. Установив рычаг натяжителя «на 10 часов», слегка затяните болт крепления.
29. Наденьте ремень на звездочку коленвала. Удерживая ремень в натянутом состоянии, особо стараясь не провернуть звездочки распредвалов, уложите ремень вокруг шкива паразитного ролика, звездочки переднего распредвала, звездочки заднего распредвала, звездочки насоса и, наконец, вокруг шкива натяжителя (см. рис.). Проследите за стрелкой — меткой направления вращения ремня, если устанавливаете прежний ремень.
Рис. 3.29. Укладка ремня ГРМ
30. Снова проверьте совмещение меток газораспределения.
31. 6-мм шестигранником разверните натяжитель против часовой стрелки, до упора указателя в выступ справа от центрального выреза (см. рис.), затем снова совместите его с центром выреза. Натяжитель следует устанавливать именно таким образом, вначале отведя его вправо от среднего положения.
Рис. 3.31, а. Установка натяжителя при различных температурах окружающего воздуха
Рис. 3.31, б. Совмещение натяжителя с центральным вырезом
32. Совместив указатель с серединой выреза, удерживая натяжитель шестигранником, затяните болт крепления предписанным моментом (см. рис.).
Рис. 3.32. Удерживая натяжитель шестиграннихом, затяните гайку
33. Нажав в середине плеча ремня между звездочками, убедитесь в том, что у натяжителя смещается свободно, заверните коленвал на два полных а, затем снова проверьте совмещение меток.
35. Убедитесь в том, что указатель натяжителя расположен посередине выреза. Если это не так, ослабьте болт крепления и снова проведите регулировку Натяжения, как указано в п.п. 31...35.
36. Установите шкив коленвала, совместив его со штифтом, заверните гайку и болты, затяните их предписанными моментами.
37. Отогните назад локер, закрепив двумя гайками.
38. Установите колесо и опустите автомобиль. Затяните болты крепления колес предписанным моментом.
39. Установите все снятые компоненты на свои места в порядке, обратном снятию.