Каждые 48 000 км или раз в три года, что раньше наступит
1. Правильная работа свечей зажигания жизненно важна для эффективной работы двигателя. Важно, чтобы на двигатель были установлены соответствующие ему свечи, подходящие типы свечей перечислены в начале этой главы или в Руководстве по эксплуатации автомобиля. Если используется правильный тип свечей и двигатель находится в хорошем состоянии, свечи зажигания не потребуют обслуживания весь период их жизненного цикла между заменами. Очистка свечей зажигания требуется редко, не стоит этого делать без специального оборудования, так как легко можно повредить их электроды.
2. Для снятия свечей требуется специальная свечная головка с удлинителем, который можно соединить с воротком или трещоткой. Для защиты изолятора и удержания свечи в такой головке предусмотрена резиновая втулка. В зависимости от типа устанавливаемых свечей может потребоваться набор проволочных щупов, чтобы выставить межэлектродный зазор. Для затягивания свечей в головке требуется динамометрический ключ (см. рис.).
Рис. 23.2. Инструменты для снятия свечей зажигания
3. На двигателях с турбонаддувом ослабьте хомуты и снимите воздуховод турбонаддува, соединяющий турбонагнетатель с интеркулером (через верх двигателя).
4. Отверните два винта, освободите две пружинные защелки крепления верхней крышки ремня ГРМ и открепите ее от крышки свечных наконечников в центре головки цилиндров (см. рис.).
Рис. 23.4. Освободите две защелки (указаны стрелками), отверните два винта (стрелки) и снимите верхнюю крышку ремня ГРМ
5. Отверните шесть винтов крепления крышки свечных наконечников и снимите ее для получения доступа к катушкам зажигания (см. рис.).
Рис. 23.5. Отверните шесть винтов (стрелки) и снимите крышку
6. Начиная с катушки, ближайшей к ремню ГРМ, отсоедините от них разъемы проводки. Безопаснее всего отсоединять разъемы по одному. Однако, если на разъемы навесить бирки, можно и не особо соблюдать порядок снятия.
Рис. 23.6. Освободите защелку (стрелка) и отсоедините разъем проводки катушки зажигания
7. Отверните болт крепления и выньте катушку-наконечник из колодца в головке цилиндров (см. рис.).
Рис. 23.7. Выньте катушку-наконечник из колодца головки цилиндров
8. Выверните головкой все свечи зажигания, стараясь не перекашивать головку, чтобы не сломать керамический изолятор. Если свечи выворачивались тяжело, проверьте состояние резьбовых отверстий. Обратитесь к дилеру за советом о наилучшем способе ремонта резьбы свечного отверстия.
9. Вынув свечи, осмотрите их: это хороший способ оценить состояние двигателя. Чистый белый наконечник изолятора центрального электрода указывает на обеднение рабочей смеси или установленная свеча слишком «горячая» («горячая» свеча плохо отводит тепло от изолятора, «холодная» — быстро).
10. Если наконечник изолятора покрыт черным нагаром, это может говорить о слишком богатой смеси. Если нагар на свече к тому же и маслянист, это говорит о сильном износе двигателя.
11. Если наконечник изолятора покрыт отложениями серо-коричневого цвета, это говорит о хорошем состоянии двигателя, его системы питания и зажигания.
12. Размер зазора между электродами свечей очень важен, если он не соответствует предписанному, искрообразование может быть серьезно нарушено. Сверьте зазоры с предписанными Спецификациями в начале этой главы. На некоторые модели, рассматриваемые в настоящем Руководстве, устанавливаются многоэлектродные свечи. У таких свечей зазор не регулируется.
13. Чтобы выставить зазор, измерьте его плоским щупом. Регулировку зазора проводите подгибанием наружного электрода (см. рис.). Никогда не пытайтесь изогнуть центральный электрод, его изолятор легко сломать, после этого свечу останется только выбросить. Если положение бокового электрода сбито относительно центрального, подогните боковой электрод, чтобы совместить их.
Рис. 23.13. Регулировка межэлектродного зазора свечи
14. Перед установкой свечей убедитесь в том, что резьбовые наконечники навернуты плотно, наружная поверхность изолятора и резьбы чиста.
15. Устанавливая свечи, убедитесь в абсолютной чистоте резьбового отверстия и уплотняющей поверхности, протрите место чистой ветошью, намотанной на подходящую палочку. Заверните свечи в свечные отверстия усилием руки, внимательно совмещая резьбу.
Для облегчения совмещения свечи с резьбовым отверстием полезно надеть на изолятор свечи отрезок резинового или пластикового шланга диаметром 8 мм, который будет работать как шарнир. Сделав заход резьбы, шланг можно со свечи сдернуть.
16. Затяните свечи предписанным моментом с помощью головки и динамометрического ключа.
17. Совместив катушку-наконечник с отверстием свечного колодца, втолкните ее до упора, надев на свечу зажигания. Затяните болт крепления предписанным моментом.
18. Присоедините разъем проводки до появления слышимого щелчка.
19. Дальнейшая установка — обратная процедура. Проследите за правильностью подключения разъемов проводки.