Внимание! Снятие и установку зубчатого ремня можно производить только на холодном двигателе.
Снятие
1. Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод, затем поместите поршень №1 в ВМТ на такте сжатия (см. Главу 3).
Внимание! На моделях с противоугонной системой Opel (ATWS), отрицательный провод должен быть отделен от клеммы аккумулятора в течение 15 секунд после выключения зажигания, иначе сработает сигнализация.
2. Снимите шкив коленвала как описано в Главе 5.
3. Убедитесь, что установочные метки звездочек распредвалов совмещены с метками на крышке распредвалов, а метка звездочки коленвала — с прорезью на кожухе масляного насоса.
4. Ослабьте болт механизма натяжения зубчатого приводного ремня (см. иллюстрацию). С помощью торцевого ключа-шестигранника поверните рычаг механизма натяжения по часовой стрелке до ограничителя, чтобы ослабить натяжение зубчатого ремня, и вновь зажмите болт крепления.
5. Стяните зубчатый ремень со звездочек и снимите его с двигателя. Если ремень не подлежит замене, нанесите на него метку направления вращения. Не смещайте коленвал или распредвалы, пока вновь не установите зубчатый ремень.
6. Проверьте зубчатый приводной ремень на наличие признаков неравного износа, трещин и загрязнение маслом и замените его, если есть хоть малейшее сомнение относительно состояния компонента. Если двигатель подлежит переборке, пробег автомобиля превысил 65 000 км или ремень был в экплуатации больше чем 4 года, замените ремень, независимо от его состояния (с 1997 г. интервал замены ремня был увеличен до 130 000 км или 8 лет). Если ремень загрязнен маслом, выявите причину утечки и устраните ее. Промойте ремень и все связанные компоненты, чтобы очистить их от масла.
Установка
7. При сборке тщательно очистите звездочки зубчатого приводного ремня и шкивы механизма натяжения.
8. Убедитесь, что установочная метка звездочки коленвала все еще совмещена с прорезью на кожухе масляного насоса, а метки звездочек распредвалов совмещены с метками на крышке распредвала. Если крышка распредвалов была снята, совместите метки звездочек с выступами на крышках передних подшипников валов (см. иллюстрацию).
7.8 Совместите метки звездочек распредвалов (1) с метками на крышках подшипников (2) или крышке распредвалов, а метку звездочки коленвала — с прорезью на масляном насосе (3)
9. Установите зубчатый ремень по звездочкам распредвалов и коленвала и по промежуточным шкивам, так чтобы левый участок ремня был туго натянут (то есть все провисание должно находиться на стороне механизма натяжения ремня), затем пропустите ремень по звездочке водяного насоса и шкиву механизма натяжения. Убедитесь, что зубцы ремня сели в пазы звездочек и что установочные метки все еще совмещены. Если устанавливается прежний ремень, ориентируйте его по метке направления вращения, сделанной перед снятием.
10. Ослабьте болт механизма натяжения зубчатого приводного ремня, чтобы выпустить пружину механизма. Поверните рычаг механизма натяжения против часовой стрелки к ограничителю (см. иллюстрацию). Удерживая механизм в этом положении, надежно зажмите болт крепления.
11. Убедитесь, что установочные метки звездочек все еще совмещены. Если это не так, вновь выпустите механизм натяжения, затем снимите ремень со звездочек и выполните необходимую регулировку.
12. Установите гнездо на болт звездочки коленвала и поверните вал на два полных оборота (720°) в направлении его вращения, чтобы отрегулировать положение компонентов зубчатого ремня.
13. Убедитесь, что установочные метки звездочек распредвалов и коленвала совмещены, затем снова ослабьте болт механизма натяжения.
14. Если устанавливается новый зубчатый ремень, расположите механизм натяжения так, чтобы указатель совместился с прорезью или меткой «NEW» (в зависимости от типа механизма натяжения) на опорном щитке (см. иллюстрацию). Удерживая механизм натяжения в этом положении, зажмите болт крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями. Проверните коленвал на два полных оборота в направлении его вращения, чтобы установочные метки звездочек вновь совместились. Убедитесь, что указатель механизма натяжения все еще стоит вровень с прорезью/меткой опорного щитка.
7.14 Убедитесь, что рычаг механизма натяжения зубчатого ремня (1) правильно рас положен относительно прорези/метки опорного щитка (2) (см. текст):
A - Правильное положение для нового ремня - механизм натяжения с прорезью
B - Правильное положение для нового ремня - механизм натяжения с метками
C - Правильное положение для прежнего ремня - механизм натяжения с прорезью
D - Правильное положение для прежнего ремня - механизм натяжения с метками
15. Если устанавливается прежний ремень, расположите механизм натяжения так, чтобы указатель встал на 4 мм левее прорези или совместился с меткой «USED» (в зависимости от типа механизма натяжения) на опорном щитке (см. иллюстрацию 7.14). Удерживая механизм натяжения в этом положении, зажмите болт крепления усилием затяжки, регламентированным Спецификациями. Проверните коленвал на два полных оборота в направлении вращения. Убедитесь, что указатель механизма натяжения все еще стоит вровень с прорезью/меткой опорного щитка.
16. Если положение указателя механизма натяжения сбилось, повторите процедуру, описанную в пункте 14 (новый ремень) или 15 (прежний ремень).
17. Установите крышку зубчатого ремня и шкив коленвала как описано в Главе 5 и Главе 6.