Снятие
Двигатели 1.7 л SOHC
Применение при снятии распределительного вала с двигателя 1.7 л SOHC специального приспособления КМ-890 позволяет гарантированно не потревожить прокладку головки цилиндров. При отсутствии под рукой приспособления придется снимать головку цилиндров (см. Снятие и установка головки цилиндров).
1. Снимите аккумуляторную батарею.
2. Снимите зубчатое колесо распределительного вала (см. Снятие и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ (двигатели 1.7 л). С целью предотвращения входа поршней в контакт с клапанами проверните коленчатый вал на 90° против часовой стрелки.
3. Отпустите хомуты и снимите воздуховод, соединяющий турбокомпрессор с интеркулером. Также снимите рукав, идущую от интеркулера к впускному трубопроводу.
Оба рукава закреплены также в промежуточных фиксаторах (см. Главу Системы питания и выпуска).
4. Отсоедините от вакуумного насоса (4) трубку сервопривода тормозного усилителя и вакуумную трубку (2—3).
5. Выверните крепежные болты и снимите насос вместе с кронштейном воздуховода системы турбонаддува.
6. Выверните два винта с головками под прутковый ключ (Allen) и снимите упорную пластину распределительного вала.
7. При наличии под рукой приспособления КМ-890, воспользуйтесь им. Приспособление состоит из набора пластин с регулируемыми ножками. Пластины притягиваются к корпусу газораспределительного механизма, отжимая своими ножками рычаги привода клапанов, после чего распределительный вал можно свободно извлечь из корпуса приводного механизма. Если возможность применения приспособления отсутствует, придется снять корпус газораспределительного механизма. Поскольку болты корпуса одновременно крепят также и головку цилиндров, придется снять также и ее (см. Снятие и установка головки цилиндров).
Болты и прокладка повторному использованию не подлежат и при сборке должны быть заменены новыми вне зависимости от их состояния.
8. Сняв распределительный вал, приготовьте 8 прозрачных полиэтиленовых пакетиков или небольших пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии с нумерацией клапанов. Снимите рычаги привода клапанов, фиксирующие их фигурные шайбы и гидравлические стойки компенсаторов. Разложите снятые компоненты по пакетикам/ стаканчикам в соответствии с нанесенной маркировкой.
Двигатели 1.7 л DOHC
1. Снимите крышку газораспределительного механизма (см. Снятие и установка крышки газораспределительного механизма).
2. Снимите топливные форсунки (см. Главу Системы питания и выпуска).
3. Снимите зубчатое колесо распределительного вала (см. Снятие и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ (двигатели 1.7 л)).
4. Выверните крепежные гайки и снимите крышку 5-й опоры распределительных валов с левой (со стороны трансмиссии) стороны.
5. Шестерня привода выпускного распределительного вала оборудована дополнительной зубчатой секцией, служащей для компенсации осевого люфта. Компенсационную секцию следует сблокировать с основной шестерней вала при помощи подходящего болта или стержня. Проденьте болт/ стержень в отверстие на внутренней стороне основной шестерни и протолкните его сквозь компенсационную секцию. Такая блокировка позволит разгрузить компенсационную пружину при снятии любого из распределительных валов.
6. Двигаясь по спирали от краев к середине, постепенно, по одному обороту за подход, ослабьте гайки крепления крышек оставшихся опор, чтобы снять напряжение с пружин клапанов постепенно и равномерно. После того как все клапанные пружины окажутся разгружены, гайки можно будет отвернуть от руки.
Отворачивание гаек в произвольном порядке чревато разрушением крышек опорных подшипников распределительного вала, при этом придется менять всю головку цилиндров, поскольку она отливается и обрабатывается совместно с крышками опор, и крышки в индивидуальном порядке на рынок не поставляются.
7. Снимите крышки опор, — постарайтесь запомнить установочное положение компонентов.
На крышки опор нанесены порядковые номера (с 1 по 5). Маркировка в виде стрелки при установке крышек должна указывать в сторону ремня ГРМ.
8. Снимите распределительные валы с головки цилиндров.
9. Приготовьте 16 небольших прозрачных полиэтиленовых пакетов или чистых пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии с нумерацией клапанов. Извлеките из головки толкатели с шайбами и разложите их по соответствующим стаканчикам.
Двигатели 2.0 л
При установке потребуется новый болт крепления звездочки распределительного вала и новые болты крепления успокоителя верхней цепи.
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи и снимите крышку газораспределительного механизма (см. Снятие и установка крышки газораспределительного механизма).
2. Снимите вакуумный насос сервопривода тормозного усилителя (см. Главу Тормозная система).
3. Приведите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия (см. Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки конца такта сжатия (ВМТ)) и заблокируйте коленчатый вал в этом положении.
4. С целью обеспечения свободного доступа к крышке звездочки ТНВД снимите корпус воздухоочистителя и приемную трубу системы выпуска отработавших газов (см. Главу Системы питания и выпуска). Также снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. Главу Текущее обслуживание). Пометьте положение правой опоры подвески силового агрегата по отношению к кронштейну головки цилиндров. Выверните три болта крепления опоры к кронштейну головки цилиндров и три болта крепления ее брызговику. Подоприте правую сторону двигателя тележечным домкратом, подняв ее как можно выше, не нагружая при этом чрезмерно прочие опоры и коммуникационные линии (шланги, тросы, жгуты электропроводки).
5. Снимите натяжитель верхней цепи (см. Снятие и установка натяжителей цепей привода ГРМ (двигатели 2.0 л)).
6. Выверните нижний болт крепления стойки натяжного ролика ремня привода вспомогательных агрегатов, отдайте болт оси основания натяжителя и снимите сборку последнего с двигателя.
Не следует без особой надобности снимать стойку со сборки натяжителя, - при установке ее придется притирать.
7. Выверните крепежные болты и снимите крышку звездочек ТНВД с крышки привода ГРМ.
8. Пометьте положение на своих звездочках верхней цепи. Также пометьте положение звездочке распределительного вала на цапфе последнего.
9. Выверните крепежные болты и извлеките из головки цилиндров успокоитель верхней цепи.
Перед отдаванием болтов их следует прогреть тепловым пистолетом (мощным феном) с целью размягчения нанесенного на резьбу герметика.
10. Удерживая распределительный вал рожковым ключом, выверните болт крепления звездочки, — перед отдаванием болта извлеките фиксирующее распределительный вал приспособление, — не забудьте установить приспособление на место после того как болт будет вывернут.
11. Высвободите звездочку распределительного вала из цепи и снимите ее с двигателя.
12. Зафиксируйте цепь отверткой с целью предотвращения падения ее в головку, — уложите отвертку на сопрягаемую поверхность головки.
13. Обратите внимание на маркировку крышек опор распределительного вала. Крышки пронумерованы в порядке с 1 по 5, причем крышка №1 — располагается со стороны цепи привода ГРМ. Если маркировка плохо различима, нанесите новую самостоятельно, чтобы избежать путаницы при сборке.
14. Двигаясь по спирали от краев к середине, постепенно, по одному обороту за подход, ослабьте болты крепления крышек, — после того, как все клапанные пружины окажутся разгружены, болты можно будет вывернуть вручную. Сложите снятые болты вместе со своими крышками, — постарайтесь не растерять установленные в 5-й опоре направляющие втулки. Извлеките распределительный вал из головки цилиндров.
Отворачивание гаек в произвольном порядке чревато разрушением крышек опорных подшипников распределительного вала, при этом придется менять всю головку цилиндров, поскольку она отливается и обрабатывается совместно с крышками опор, и крышки в индивидуальном порядке на рынок не поставляются.
15. Приготовьте восемь прозрачных полиэтиленовых пакетиков или небольших пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии с нумерацией клапанов. Снимите рычаги привода клапанов и разложите их по пакетикам/ стаканчикам в соответствии с нанесенной маркировкой.
16. В случае необходимости снятия гидротолкателей, демонтируйте переходные трубки форсунок (см. Главу Системы питания и выпуска). Извлечение толкателей лучше всего производить с помощью намагниченного стержня или резинового захвата. Снятые компоненты разложите по пакетикам/ стаканчикам в соответствии с маркировкой.
Проверка
1. Внимательно изучите состояние подшипниковых шеек и кулачков распределительного вала. В случае выявления задиров или царапин замените вал. Проверьте также состояние рабочих поверхностей подшипников скольжения в опорах корпуса газораспределительного механизма. На двигателях 1.7 л SOHC поврежденные и изношенные опоры могут быть заменены. На двигателях 1.7 л DOHC и 2.0 л замене подлежит вся сборка головки цилиндров, поскольку она отливается и обрабатывается совместно с крышками опор, и крышки в индивидуальном порядке на рынок не поставляются.
2. Уложив распределительный вал(ы) в призмы, определите величину его радиального биения (по подшипниковым шейкам) при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа. При выходе результатов измерений за пределы допустимого диапазона (см. Спецификации) распределительный вал подлежит замене.
3. На двигателях 1.7 л обязательной замене подлежит также сальник распределительного вала (см. Замена сальника распределительного вала (двигатели 1.7 л)).
4. На двигателях 1.7 л SOHC и 2.0 л оцените степень износа и общее состояние контактирующих с кулачками распределительного вала рабочих поверхностей рычагов привода клапанов. В случае выявления трещин, каверн, борозд и задиров рычаги следует заменить.
5. На моделях 1.7 л SOHC проверьте состояние упорной пластины распределительного вала, в случае необходимости произведите замену.
При увеличенном осевом люфте вала пластина также подлежит замене.
6. Проверьте состояние толкателей/ гидрокомпенсаторов и их посадочных гнезд в головке. В случае выявления признаков чрезмерного износа рабочих поверхностей, трещин, задиров и прочих повреждений, замените толкатели.
Толкатели подлежат замене также в том случае, если работа клапанного механизма последнее время сопровождалась повышенным шумовым фоном.
Установка
Двигатели 1.7 л SOHC
1. Смажьте все гидротолкатели, фиксирующие шайбы и рычаги привода клапанов чистым двигательным маслом и установите их строго на свои прежние места. Смажьте трущиеся поверхности рычагов молибденсодержащей смазкой типа «Моликот А».
2. Установите приспособление КМ-890, аккуратно заправьте распределительный вал в корпус газораспределительного механизма, продев его цапфу сквозь новый сальник и закрепите его упорной пластиной. Затяните болты крепления упорной пластины с требуемым усилием.
3. Удостоверьтесь в том, что рычаги привода клапанов и их фиксирующие шайбы установлены на свои места и не перекошены, затем осторожно снимите приспособление КМ-890.
4. Установите зубчатое колесо распределительного вала, пока только от руки затянув болт его крепления.
5. Поверните распределительный вал таки образом, чтобы кулачок привода выпускного клапана 1-го цилиндра (ближний к газораспределительному ремню) развернулся рабочим выступом вверх. Поверните коленчатый вал на 90°, приведя его в положение ВМТ, и установите ремень привода ГРМ (см. Снятие и установка ремня привода ГРМ).
6. Заправьте вал вакуумного насоса в отверстие в левом торце корпуса газораспределительного механизма и закрепите кронштейн трубки турбокомпрессора верхним болтом крепления насоса. Удостоверьтесь в том, что вал привода вакуумного насоса должным образом вошел в зацепление с цапфой распределительного вала. Затяните болты крепления насоса с требуемым усилием.
7. Подсоедините к вакуумному насосу вакуумный шланг сервопривода тормозного усилителя.
8. Установите на место рукав, соединяющий интеркулер с впускным трубопроводом, а также прокладываемый между компрессором и интеркулера воздуховод. Установите крепежные фиксаторы и надежно затяните болты крепления кронштейнов.
9. Установите и подключите аккумуляторную батарею.
Двигатели 1.7 л DOHC
1. Смажьте толкатели чистым двигательным маслом и установите строго на свои прежние в свои места, — проследите за правильностью установки всех шайб.
2. С целью предотвращения риска входа клапанов в контакт с днищами поршней поверните коленчатый вал приблизительно на 60° против часовой стрелки. Смажьте шайбы толкателей и опоры распределительных валов чистым двигательным маслом и уложите валы на опоры. Удостоверьтесь, что компенсационная секция шестерни выпускного распределительного вала сблокирована с основной шестерней. Удостоверьтесь в том, что метка на наружной поверхности шестерни выпускного распределительного вала расположена между двумя метками на наружной поверхности шестерни впускного распределительного вала и приблизительно на одной линии со срезом корпуса газораспределительного механизма.
Если выпускной распределительный вал заменялся, придется приобрести приспособление Vauxhall KM-6092 для сжатия пружины компенсационной шестерни перед установкой.
3. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых поверхностей опор и крышек распределительных валов. Смажьте сопрягаемые поверхности, а также кулачки распределительных валов чистым двигательным маслом.
4. Сопрягаемые поверхности первой опоры и ее крышки смажьте подходящим герметиком (проконсультируйтесь на станции техобслуживания).
5. Установите на свои места крышки опор с №1 по №4, — крышки промаркированы и должны устанавливаться стрелками в направлении ремня привода ГРМ.
6. Наверните гайки крепления крышек, затянув их пока только от руки.
7. Удалите фиксирующий секции шестерни выпускного распределительного вала болт/ стержень, затем установите крышку 5-й опоры.
8. Действуя в строго определенной последовательности, постепенно, по одному обороту за подход, затяните гайки крепления крышек, плавно нагружая клапанные пружины. Продолжайте затягивание в прежней последовательность до тех пор, пока крышки не прижмутся к опорам, затем дотяните весь крепеж с требуемым усилием.
Затягивание гаек в произвольном порядке чревато разрушением крышек опорных подшипников распределительного вала, при этом придется менять всю головку цилиндров, поскольку она отливается и обрабатывается совместно с крышками опор, и крышки в индивидуальном порядке на рынок не поставляются.
9. Установите новый сальник распределительного вала (см. Замена сальника распределительного вала (двигатели 1.7 л)).
10. Установите зубчатое колесо распределительного вала и ремень привода ГРМ (см. Снятие и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ (двигатели 1.7 л) и Снятие и установка ремня привода ГРМ).
11. Проверьте зазоры в клапанов, в случае необходимости произведите их регулировку (см. Проверка и регулировка зазоров клапанов (двигатели 1.7 л DOHC)), затем установите крышку газораспределительного механизма (см. Снятие и установка крышки газораспределительного механизма).
12. Установите на место форсунки (см. Главу Системы питания и выпуска).
Двигатели 2.0 л
1. Если снимали, смажьте чистым двигательным маслом толкатели и установите их на свои прежние места в головке цилиндров. Установите переходные трубки форсунок (см. Главу Системы питания и выпуска).
2. Установите на свои места рычаги привода клапанов (метками на их верхней поверхности к переходным трубкам форсунок).
3. Смажьте кулачки и подшипниковые шейки распределительного вала чистым двигательным маслом и уложите вал на свое штатное место. Удостоверьтесь в том, что коленчатый вал по прежнему заблокирован в положении ВМТ и разверните распределительный вал рабочими выступами кулачков привода клапанов первого цилиндра вверх таким образом, чтобы паз в торце цапфы распределительного вала оказался параллелен верхнему срезу головки, а отверстие контроля фаз газораспределения — в положении «на 12 часов».
4. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых поверхностей подшипниковых опор распределительного вала и их крышек. Смажьте кулачки и шейки распределительного вала чистым двигательным маслом.
5. Смажьте герметиком сопрягаемые поверхности 5-й (крайней левой) опоры вала, затем установите в головку цилиндров направляющие втулки.
6. Установите на свои места крышки опор распределительного вала. Крышки пронумерованы в порядке с 1 по 5 и при взгляде с передней стороны двигателя цифры должны читаться правильно.
7. От руки затяните болты крепления крышек, затем, двигаясь по спирали от середины к краям, постепенно, по одному обороту за подход, затяните болты всех крышек, плавно нагружая клапанные пружины. Продолжайте затягивать крепеж до тех пор, пока крышки не прижмутся к опорам, и в заключение затяните болты с требуемым усилием.
Затягивание гаек в произвольном порядке чревато разрушением крышек опорных подшипников распределительного вала, при этом придется менять всю головку цилиндров, поскольку она отливается и обрабатывается совместно с крышками опор, и крышки в индивидуальном порядке на рынок не поставляются.
8. Следя за правильностью совмещения нанесенных в процессе демонтажа меток, наденьте цепь за звездочки ТНВД и распределительного вала. Посадите звездочку распределительного вала на цапфу последнего (также проследите за правильностью совмещения меток). Вверните и затяните НОВЫЙ крепежный болт.
9. Заправьте на место успокоитель верхней цепи (установочным выступом вверх), вверните НОВЫЕ крепежные болты и затяните из с требуемым усилием.
10. При наличии под рукой специальных фиксирующих приспособлений, произведите регулировку фаз газораспределения (см. Проверка и регулировка фаз газораспределения (двигатели 2.0 л)). Закончив регулировку, снимите приспособления.
11. Если возможность использования специальных приспособлений отсутствует, добейтесь совмещения нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток звездочки и распределительного вала. Удерживая распределительный вал рожковым ключом за лыски, затяните болт крепления звездочки с усилием 1-й стадии. Удостоверьтесь в правильности совмещения меток, дотяните болт последовательно углы стадий 2 и 3 затягивания, — воспользуйтесь угломерной насадкой, либо нанесите краской или маркером опорные метки.
12. Установите натяжитель верхней цепи (см. Снятие и установка натяжителей цепей привода ГРМ (двигатели 2.0 л)).
13. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых поверхностей крышек звездочек ТНВД и привода ГРМ. Если крышки была посажена на прокладку, не забудьте заменить последнюю. Вверните крепежные болты и затяните их с требуемым усилием. Если прокладка не была предусмотрена, заполните канавку крышки подушкой герметика толщиной приблизительно 2 мм, затем прижмите крышку, вверните крепежные болты и затяните их с требуемым усилием.
14. Установите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов, затянув крепежные и осевой болты с требуемым усилием. При замене натяжителя, либо после его разборки необходимо произвести притирку стойки, — воспользуйтесь торцевой головкой, надев ее на шестигранную часть основания. Если стойка функционирует нормально, установите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. Главу Текущее обслуживание).
15. Установите на головку цилиндров сборку правой опоры подвески силового агрегата. Опустите агрегат, затем закрепите опору на брызговике, проследив за правильностью совмещения нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток. Затяните крепежные болты с требуемым усилием.
16. Установите крышку газораспределительного механизма (см. Снятие и установка крышки газораспределительного механизма).
17. Установите приемную трубу системы выпуска отработавших газов, корпус воздухоочистителя и датчик положения коленчатого вала (см. Главу Системы питания и выпуска).
18. Установите сборку вакуумного насоса (см. Главу Тормозная система).