Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи и снимите крышку головки цилиндров (см. Снятие и установка крышки головки цилиндров).
2. Снимите зубчатое колесо распределительного вала (см. Снятие, проверка состояния и установка натяжителя и зубчатых колес газораспределительного ремня).
3. Снимите ВВ катушку зажигания (см. Система зажигания - бензиновые модели).
4. Сняв катушку, ослабьте верхний болт крепления кожуха термостата к левому торцу головки цилиндров. Выверните болт и снимите его вместе с шайбой - он используется также для крепления крышки левого (№ 1) подшипника распределительного вала.
5. Осторожно снимите маслоподающую трубку со штуцеров на крышках подшипников распределительного вала. Обратите внимание, что каждый из штуцеров оснащен уплотнительным кольцом. Постарайтесь запомнить установочное положение насадок на обоих концах трубки.
6. Крышки подшипников должны быть последовательно пронумерованы (с 1 по 5), в направлении от обращенной к трансмиссии стороны двигателя. При отсутствии фабричных идентификационных меток нанесите их самостоятельно при помощи маркера. Пометьте также ориентацию каждой из крышек на двигателе.
7. В несколько приемов (по одному обороту за подход) равномерно ослабьте гайки крепления крышек с целью постепенного снятия развиваемого клапанными пружинами усилия. Далее гайки могут быть отвернуты и сняты окончательно.
8. Еще раз удостоверьтесь в наличии идентификационных и посадочных меток на крышках, затем снимите последние с головки цилиндров.
9. Аккуратно извлеките распределительный вал из головки цилиндров и снимите сальник с его цапфы.
10. Приготовьте восемь пронумерованных полиэтиленовых пакетов, затем при помощи резиновой присоски поочередно извлеките из головки толкатели клапанов, сразу же укладывая их в соответствующим образом пронумерованные пакеты. При сборке толкатели должны быть установлены строго на свои прежние места. Не соблюдение данного требования ведет к существенному сокращению сроков службы компонентов клапанного механизма. В случае необходимости снимите также регулировочные шайбы с торцов стержней клапанов и сложите в пакеты с соответствующими толкателями. Помните, что шайбы часто подлипают к толкателям, - постарайтесь не обронить их в процессе извлечения последних.
Проверка состояния
1. Проверьте состояние подшипниковых шеек и рабочих поверхностей кулачков распределительного вала. В случае выявления признаков износа, борозд или глубоких царапин, замените вал. Проверьте также состояние подшипниковых поверхностей в постелях крышек и головки цилиндров. В случае выявления серьезных дефектов головку придется также заменить. При наличии под рукой подходящего оборудования степень износа шеек вала может быть оценена путем непосредственного измерения (при наличии соответствующих нормативных требований - см. Спецификации). Помните, что первым считается подшипник, расположенный с обращенной к трансмиссии стороны двигателя.
2. Проверьте контактирующие с кулачками рабочие поверхности толкателей на наличие царапин и признаков чрезмерного износа. Дефектные толкатели замените. В случае выявления серьезных повреждений проверьте также состояние рабочих выступов соответствующих кулачков распределительного вала. В случае необходимости произведите замену дефектных компонентов.
Установка
1. При соответствующей комплектации установите на торцы стержней своих клапанов регулировочные шайбы толкателей. Во избежание нарушения установки клапанных зазоров (см. Проверка и регулировка клапанных зазоров) шайбы должны устанавливаться строго на свои прежние места.
2. Хорошенько смажьте толкатели и их посадочные гнезда в головке цилиндров. Аккуратно заправьте толкатели в свои прежние гнезда. Проследите за перпендикулярностью посадки толкателей в головке.
3. Смажьте шейки и кулачки распределительного вала и заведите последний на свое штатное место в головку цилиндров. Временно посадите на переднюю цапфу вала зубчатое колесо и добейтесь совмещения сверления в нем с ответным отверстием в теле головки. Удостоверьтесь в наличии на своем месте стержня, блокирующего коленчатый вал (см. Фиксация коленчатого/распределительного валов с целью предотвращения случайного в процессе выполнения процедур обслуживания автомобиля).
4. Тщательно зачистите и насухо протрите сопрягаемые поверхности крышек и мест их посадки на головке цилиндров. Смажьте герметиком сопрягаемую с кожухом термостата поверхность крышки первого подшипника, затем установите крышки на свои штатные места в соответствии с идентификационной и посадочной маркировкой.
5. В несколько приемов (по одному обороту за подход) равномерно затяните гайки крепления крышек настолько, чтобы последние прижались к головке, затем затяните гайки с требуемым усилием.
6. Проверьте состояние уплотнительных колец штуцеров посадки маслоподающей трубки, в случае необходимости произведите замену. Смажьте кольца чистым двигательным маслом и посадите трубку на свое штатное место. Проследите, чтобы уплотнительные кольца не смещались в процессе посадки трубки на штуцеры крышек подшипников.
7. Проверьте состояние уплотнительной шайбы, в случае необходимости произведите ее замену. Вверните и затяните верхний болт крепления кожуха термостата.
8. Установите на место ВВ катушку зажигания (см. Система зажигания - бензиновые модели).
9. Установите новый сальник распределительного вала (см. Замена сальника(ов) распределительного вала), затем установите зубчатое колесо (см. Снятие, проверка состояния и установка натяжителя и зубчатых колес газораспределительного ремня).
10. Проверьте установку клапанных зазоров (см. Проверка и регулировка клапанных зазоров).
11. Установите крышку головки цилиндров (см. Снятие и установка крышки головки цилиндров) и подсоедините отрицательный провод к батарее.