Снятие
Двигатели 1.7 л SOHC
1. Снимите заднюю крышку ремня привода ГРМ (см. Снятие и установка крышки привода ГРМ).
2. Снимите литьевую секцию поддона картера (см. Снятие и установка поддона картера).
3. Снимите сборку натяжителя и промежуточный ролик (см. Снятие и установка натяжителей цепей привода ГРМ (двигатели 2.0 л).
4. На моделях с РКПП попросите помощника с целью блокировки коленчатого вала от проворачивания включить высшую передачу и до упора выжать педаль ножного тормоза. На моделях с АТ выверните один из болтов крепления гидротрансформатора и притяните последний к картеру трансмиссии с помощью стальной планки и подходящих болтов с шайбами (см. Главу Автоматическая трансмиссия). Если двигатель с автомобиля снят, следует заблокировать маховик/ приводной диск (см. Снятие, проверка состояния и установка маховика/ приводного диска). Выверните крепежный болт и снимите зубчатое колесо.
5. Отсоедините масляную трубку от корпуса масляного фильтра и отведите трубки вместе с кронштейном в сторону.
6. Отсоедините электропроводку от датчика давления масла.
7. Выверните шесть крепежных болтов и снимите масляный насос с направляющих втулок.
8. Поддев отверткой, извлеките из корпуса насоса сальник и выбросите его, — при сборке сальник подлежит замене в обязательном порядке.
Двигатели 1.7 л DOHC
Редукционный клапан давления масла ввернут в блок цилиндров и не может быть снят без предварительного демонтажа ТНВД.
1. Снимите ремень привода ГРМ (см. Снятие и установка ремня привода ГРМ).
2. Снимите зубчатые колеса масляного насоса и коленчатого вала (см. Снятие и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ (двигатели 1.7 л).
3. Снимите литую секцию поддона картера (см. Снятие и установка поддона картера). Выверните крепежные болты, сдвиньте крышку масляного насоса к цапфе коленчатого вала, приняв меры предосторожности, чтобы не обронить направляющие втулки. Снимите уплотнительное кольцо, установленное вокруг корпусной части масляного насоса и выбросите его, — при сборке кольцо подлежит замене в обязательном порядке.
4. Маркером пометьте положение наружного ротора насоса, — при сборке компоненты должны быть установлены строго в аналогично.
5. Извлеките внутренний и наружный роторы из блока цилиндров.
6. В случае необходимости снимите ТНВД (см. Главу Системы питания и выпуска) и выверните редукционный клапан из задней части блока цилиндров. Клапан находится справа от нижнего кронштейна крепления ТНВД. Снимите уплотнительное кольцо.
Двигатели 2.0 л
Масляный насос встроен в крышку привода ГРМ, описание процедур его снятия и установки см. Снятие и установка крышки привода ГРМ.
Редукционный клапан масляного насоса можно снять, не демонтируя крышки привода ГРМ. Для демонтажа клапана достаточно снять поддон картера.
Проверка
Двигатели 1.7 л SOHC
1. На снятом с двигателя насосе выверните винты с крестообразными шлицами и снимите внутреннюю крышку насоса.
2. Проверьте величины зазоров между зубьями наружного и внутреннего роторов, а также между наружным ротором и корпусом насоса (радиальный зазор наружного ротора).
3. С помощью стальной линейки и щупа лезвийного типа измерьте величину осевого зазора (люфта) роторов.
4. Если результаты измерений выходят за пределы допустимых диапазонов (см. Спецификации), произведите замену соответствующих компонентов. Обратите внимание, что на поверхность наружного ротора нанесена посадочная маркировка.
5. Редукционный клапан может быть вывернут из корпуса насоса, для прочистки и проверки состояния компонентов.
А - Поршень редукционного клапан; В - Пружина сборки редукционного клапана; С - Термостатический клапан; D - Заглушка
6. Датчик аварийного давления масла ввернут в заднюю часть насоса. Дефектный датчик подлежит замене (см. Главу Электрооборудование двигателя).
7. Термостатический клапан масляного охладителя/ перепускной клапан фильтра ввернут в корпус масляного фильтра.
Двигатели 1.7 л DOHC
1. Тщательно вычистите все компоненты и внимательно изучите состояние роторов, корпуса и крышки насоса. В случае выявления повреждений и признаков чрезмерного износа замените дефектные компоненты. Если корпус насоса в блоке цилиндров имеет маркировку, обратитесь за консультацией к специалистам фирменной станции техобслуживания компании Opel.
2. Если состояние компонентов найдено удовлетворительным, установите роторы в корпус насосной сборки. При помощи щупов лезвийного типа измерьте величину зазоров между наружным ротором и корпусом насоса и зазор между зубьями внутреннего и наружного ротора. Измерьте величину осевого люфта роторов и проверьте плоскость крышки. Если результаты измерений выходят за пределы допустимых диапазонов (см. Спецификации), замените изношенные компоненты.
3. Если снимали редукционный клапан, проверьте свободу перемещения поршня и плавность его возврата под воздействием развиваемого пружиной усилия. В случае необходимости замените клапан в сборе.
Двигатели 2.0 л
1. Выверните крепежные болты и снимите крышку насоса с внутренней стороны крышки цепи.
2. Маркером пометьте установочные положения обоих роторов.
3. Извлеките роторы из корпуса насоса.
4. Выверните заглушку клапана регулировки давления масла в основании корпуса насоса.
5. Извлеките пружину, втулку и плунжер, — постарайтесь запомнить установочное положение компонентов. Снимите с заглушки клапана уплотнительное кольцо.
6. Выверните заглушку редукционного клапана из задней части крышки цепи, — клапан установлен над тремя болтами в задней части крышки.
7. Извлеките из крышки пружину и плунжер, — постарайтесь запомнить установочное положение компонентов. Снимите с заглушки уплотнительное кольцо.
8. Очистите все компоненты. Оцените степень износа роторов, корпуса насоса и плунжеров клапанов. Замените дефектные компоненты. Если роторы насоса уже промаркированы, замените весь насос в сборе.
9. Если состояние всех компонентов не вызывает сомнений, соберите их в обратном порядке, обращая внимание на следующие моменты:
10. Проследите за правильности ориентирования роторов и плунжеров при установке их в насосную сборку;
11. Не забудьте заменить уплотнительные кольца заглушек, проследите, чтобы заглушки были затянуты с требуемым усилием;
12. Проследите, чтобы болты крепления крышки насоса также были затянуты с требуемым усилием;
13. В завершение заполните масляный насос чистым двигательным маслом, вручную проворачивая внутренний ротор.
Установка
Двигатели 1.7 л SOHC
1. Если снимали, установите новое уплотнительное кольцо редукционного клапана и установите клапан в сборе в блок цилиндров, затянув его с требуемым усилием.
2. С помощью цилиндрической оправки (сменная торцевая головка соответствующего размера, либо отрезок трубы подходящего диаметра) или головки посадите в корпус масляного насоса новый сальник (уплотнительными губками внутрь), — проследите, чтобы оправка упиралась только в жесткий наружный край сальника. Удостоверьтесь, что сальник запрессован заподлицо с поверхностью корпуса.
Перед установкой смажьте уплотнительные губки сальника чистым двигательным маслом.
3. Смажьте роторы насоса чистым двигательным маслом и посадите их в корпус насоса. Проследите за правильностью совмещения нанесенных в процессе демонтажа установочных меток. Маркировка должна быть обращена внутрь двигателя.
4. Нанесите слой подходящего герметика на внутреннюю сопрягаемую поверхность внутренней крышки корпуса насоса и установите ее на корпус.
5. Вверните винты крепления крышки и затяните их с требуемым усилием.
6. Тщательно протрите сопрягаемые поверхности корпуса насоса и блока. Проконтролируйте наличие на своих местах направляющих втулок насоса. Удалите все следы герметика с резьбовой части болтов крепления насоса.
7. Замените прокладку и установите насос на блок цилиндров, стараясь не повредить рабочие кромки сальника о коленчатый вал. Добейтесь правильного зацепления вырезов во внутреннем роторе с соответствующими выступами на цапфе коленчатого вала. Затяните крепежные болты с требуемым усилием.
8. Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов. Обращайте внимание на следующие моменты:
9. Затягивайте весь крепеж с требуемым усилием;
10. При установке масляной трубки маслоохладителя используйте не забудьте заменить уплотнительные элементы;
11. Проверьте уровень масла в двигателе, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. Главу Текущее обслуживание);
12. Не забудьте заменить болт крепления зубчатого колеса коленчатого вала.
Двигатели 1.7 л DOHC
1. Если снимали редукционный клапан, замените уплотнительное кольцо и установите клапан в сборе в блок цилиндров, затянув его с требуемым усилием.
2. Смажьте роторы насоса чистым двигательным маслом и установите их в корпус насоса, используя предварительно нанесенную маркировку.
3. Перед установкой, аккуратно поддевая отверткой, снимите сальники масляного насоса и коленчатого вала. Установите новые сальники губками внутрь двигателя и запрессуйте их заподлицо с корпусом при помощи подходящей цилиндрической оправки (см. выше Двигатели 1.7 л SOHC, п.2).
4. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых поверхностей масляного насоса и блока цилиндров. Проверьте наличие на своих местах направляющих втулок. Удалите все следы герметика с резьбовых частей болтов крепления насоса.
5. Уложите новое уплотнение в канавку вокруг корпусной части насоса в крышке и нанесите слой подходящего герметика на сопрягаемую поверхность крышки насоса.
6. Аккуратно установите крышку насоса на место, — постарайтесь не повредить губки сальников коленчатого вала и вала ротора. Совместите крышку с направляющими втулками и прижмите ее к блоку, контролируя положение сальников.
7. Специальным герметиком для фиксации резьбовых соединений смажьте резьбовые части крепежных болтов. Вверните болты и затяните их с требуемым усилием. Обратите внимание, что самый длинный болт должен вворачиваться в нижнее левое отверстие в крышке.
8. Установите зубчатые колеса и ремень привода ГРМ (см. Снятие и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ (двигатели 1.7 л).
9. Установите поддон картера (см. Снятие и установка поддона картера).
10. В завершение, залейте в двигатель чистое масло (см. Главу Текущее обслуживание).
Двигатели 2.0 л
См. Снятие, обслуживание и установка масляного насоса.