Внимание! При проведении работ на тормозной системе запрещено применять сжатый воздух и растворители на основе бензина.
Дисковые тормозные механизмы имеют встроенные датчики индикаторов износа тормозных накладок на колодках. Информация об износе тормозной накладки выведена на панель приборов и ее индикация требует немедленной замены тормозных колодок.
Толщина накладок
Толщину внешних накладок тормозных колодок можно определить, не снимая колеса. При этом необходимо выставить автомобиль так, чтобы в проеме диска появилось гнездо для индикатора износа (рис. 2.31).
Установить приспособление «34.1.260» через обод в гнездо, прижать приспособление к тормозной накладке. Сдвинуть кольцо (1) до упора в направлении, указанной стрелкой, и считать показания.
Фрикционная накладка толщиной в 5 мм обеспечивает пробег автомобилем не менее 3.000 км. Минимально допустимая ее толщина 3,0 мм. Если ее толщина приближается к предельной величине, то необходимо снять колодку и проверить фактическую степень ее износа калибром и оценить дальнейшую возможность ее эксплуатации. Опыт показывает, что тормозная накладка уменьшается на 1 мм при пробеге автомобилем 1000 км в неблагоприятном режиме. Если толщина накладки меньше 3,0 мм или она изношена неравномерно, то заменить тормозные колодки (4 шт.) на всем мосту.
Предупреждение! При обнаружении малейших признаков неисправности в тормозной системе движение категорически запрещено, до устранения причины ее появления.
Тормозные трубопроводы и шланги
Тормозная жидкость циркулирует по жестко закрепленным стальным трубкам с пластиковым покрытием и гибким армированным шлангам у передних колес и в качестве соединений, у заднего моста. Постоянный и тщательный осмотр всех линий очень важен для безопасности движения.
Барабанный механизм стояночного тормоза
Для осмотра барабанного механизма стояночного тормоза необходимо снять задний тормозной диск, как описано в разделе «Система тормозов». Осмотр барабанного механизма проводить в следующем порядке. Осмотреть задние тормозные механизмы на предмет выявления потеков тормозной жидкости или загрязнения смазкой. Измерить толщину фрикционных накладок на башмаках задних тормозных механизмов (рис. 2.32).
Если хоть одна накладка имеет толщину над головками заклепок или металлическим основанием в самом тонком месте, в пределах 2,0 мм и менее, заменить все башмаки (4 шт.).
Рычаг стояночного тормоза
Проверку надежности и хода рычага стояночного тормоза проводить в следующем порядке. Установить автомобиль на наклонную плоскость. Удерживая его на рабочих тормозах, затянуть стояночный тормоз, при этом КПП должна находиться в нейтральном положении, отпустить рабочие тормоза. Если автомобиль скатывается, необходимо отрегулировать стояночный тормоз, см. раздел «Тормозная система».
- Установить автомобиль на ровную площадку, приподнять его заднюю часть и выставить ее на подставки.
- Затянуть стояночный тормоз на 1 зубец. Повернуть колеса рукой, не должно испытываться торможение.
- Затянуть стояночный тормоз на 2 зубца. Должен загореться индикатор включения стояночного тормоза на панели управления. Повернуть колеса рукой, должно появиться торможение.
- Затянуть стояночный тормоз на 3 зубцов. Повернуть колеса рукой не возможно, колесо должно испытывать полное торможение.
- Допускается отклонение разницы окружного усилия на левом и правом колесах не более чем на 30 % от большого значения (измеренного на роликовом испытательном стенде). При более высокой разнице окружного усилия произвести регулировку заново.
- Проверить разжимной рычаг на легкость хода и при необходимости смазать его.
- Если ход рычага стояночного тормоза превышает более 10 зубцов регулировочного винта (храповика), то он должен быть отрегулирован заново.