Бензиновые двигатели и дизельные двигатели объемом 1,7 л
Внимание! Особые указания для 16-кла-панных и дизельных двигателей приведены в конце раздела.
Снятие
Отсоединить провод "массы" от аккумулятора.
Снять воздушный фильтр и (если есть) всасывающий шланг.
Снять ремень привода генератора, насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера.
У автомобилей с поликлиновым ремнем: снять ремень, шкив и насос гидроусилителя рулевого управления.
Снять переднюю крышку зубчатого ремня, открыв зажимы.
Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ. Для этого переключить коробку передач на нейтраль и включить стояночный тормоз. Надеть кольцевой гаечный ключ или головку с трещоткой на центральный болт шкива коленчатого вала и проворачивать коленвал по часовой стрелке до тех пор, пока метка на шкиве не совпадет с указателем на блоке двигателя (см. нижнюю часть рисунка С4459).
Вместе с тем должны совпасть метки на шкиве распределительного вала и блоке двигателя (см. верхнюю часть рисунка). Если этого нет, провернуть коленчатый вал еще на один оборот.
Внимание! Нельзя проворачивать коленвал за болт крепления шкива распределительного вала, поскольку этим можно перегрузить зубчатый ремень.
Отвернуть болты крепления насоса системы охлаждения (см. стрелки на рис. Р0510).
У всех двигателей, кроме двигателей объемом 1,4 и 1,6 л выпуска с июня 1990 г.: повернуть насос системы охлаждения настолько, чтобы освободился зубчатый ремень.
Внимание! Ввиду отсутствия достаточного места для выполнения указанной операции обычным ключом рекомендуется использовать специальный ключ фирмы Opel: для двигателей объемом 1,4 и 1,6 л - КМ-421 А; для двигателей объемом 1,8 и 2,0 л -КМ-637. Если такого ключа нет, можно использовать обычный гаечный ключ, но необходимо предварительно снять генератор.
Снять зубчатый ремень с ведущей шестерни распределительного вала.
У двигателей объемом 1,4 и 1,6 л выпуска с июня 1990 г. (с автоматическим натяжителем зубчатого ремня): надавить на натяжной ролик и снять зубчатый ремень.
Внимание! Не менять положение шкивов при снятом зубчатом ремне!
Снять ременной шкив с коленчатого вала, предварительно включив 1-ю передачу и стояночный тормоз. При этом коленвал блокируется, и болт (болты) крепления шкива можно отвернуть (рис. А — болт крепления шкива у двигателей объемом 1,4 и 1,6 л; рис. В — болт крепления шкива у двигателей объемом 1,8 и 2,0 л).
Установка
Внимание! Перед установкой ремня проверить, совпадает ли метка на ведущей шестерне распределительного вала с меткой на корпусе двигателя. Кроме того, должна совпадать метка на шкиве коленчатого вала с указателем на корпусе двигателя. Для проверки установить и снять шкив.
Установить зубчатый ремень.
Внимание! У двигателей объемом 1,4 и 1,6 л выпуска с июня 1990 г. (с автоматическим натяжителем ремня) после установки зубчатого ремня и перед установкой шкива коленчатого вала установить натяжной ролик.
Установить шкив коленчатого вала и закрепить его болтами. У двигателей объемом 1,8 и 2,0 л четыре болта затягиваются моментом 25 Нм; у двигателей объемом 1,4 и 1,6 л центральный болт с длиной резьбы 23 мм затягивается моментом 55 Нм, болт с длиной резьбы 30 мм — моментом 55 Нм, а затем оба болта дотягиваются на угол 45-60°.
Внимание! Использовать только новые болты.
У двигателей без автоматического натяжителя: натянуть ремень.
Внимание! После натяжения ремня необходимо еще раз проверить совпадение меток. При необходимости ослабить ремень и совместить метки.
Ввернуть болты крепления насоса системы охлаждения.
Провернуть коленчатый вал на один полный оборот и еще раз проверить натяжение ремня.
Затянуть болты крепления насоса системы охлаждения:
- у двигателей объемом 1,4 и 1,6 л — моментом 8 Нм;
- у двигателей объемом 1,8 и 2,0 л — моментом 25 Нм.
Установить переднюю крышку зубчатого ремня и закрепить ее.
Установить и натянуть клиновидный ремень.
У автомобилей с поликлиновым ремнем: установить ремень, шкив и насос.
Установить воздушный фильтр и (если есть) всасывающий шланг.
Подсоединить провод "массы" к аккумулятору.
16-клапанные двигатели
Ниже приведены указания, касающиеся 16-клапанных двигателей. В основном процедура установки ремня на них такая же, как и у 8-клапанных двигателей.
Внимание! Снятый зубчатый ремень должен быть заменен.
Установить поршень 1-го цилиндра в положение зажигания перед ВМТ. Для этого сначала установить коробку передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз. Затем медленно проворачивать коленчатый вал за шкив по часовой стрелке, используя ключ Opel МКМ-6-4-21 или Hazet 900М-Е20, до тех пор, пока метка на шкиве не совпадет с указателем на корпусе двигателя (см. нижнюю часть рис.С8374).
Одновременно с этим должны совпадать метки на ведущих шестернях распределительных валов с метками на крышке головки цилиндров (см верхнюю часть рис.С8374). Если это не так, то необходимо провернуть коленчатый вал еще на один полный оборот.
Внимание! Нельзя проворачивать коленвал за болт крепления шкива распределительного вала, поскольку этим можно перегрузить зубчатый ремень.
Снять держатели трубопроводов масляного радиатора.
Снять шкив коленчатого вала, используя ключ под внутренний шестигранник на 8 мм.
Внимание! Перед снятием шкива еще раз проверить соответствие меток зажигания.
Ослабить натяжной ролик и снять зубчатый ремень.
Внимание! Не проворачивать коленчатый и распределительные валы при ослабленном натяжном ролике, т.к. зубчатый ремень может при этом перескочить на соседний зуб.
Затянуть болты крепления шкива коленчатого вала моментом 20 Нм.
Установить и натянуть зубчатый ремень.
Установить держатели трубопроводов масляного радиатора.
Дизельные двигатели
Ниже приведены указания, касающиеся только дизельных двигателей. Процедура установки дизельного двигателя в основном идентична процедуре установки бензинового двигателя.
Снятие
Снять верхнюю и нижнюю крышки зубчатого ремня.
Снять крышку картера сцепления.
Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ. Для этого проворачивать коленчатый вал в направлении вращения до тех пор, пока не совпадут метки на маховике (см. правый рисунок на рис.В4785) и на ТНВД (см. левый рисунок рис.В4785).
Снять крышку корпуса распределительного вала.
Снять вакуумный насос (он установлен на фланце корпуса распределительного вала).
Отвернуть болты крепления распределительного вала.
Отвернуть болты крепления насоса системы охлаждения, сместить насос приспособлением Opel КМ-509 (47,7 мм) и ослабить таким образом зубчатый ремень.
Отсоединить опору двигателя впереди справа.
Отжать двигатель от опоры. Снять зубчатый ремень со шкивов.
Установка
Проверить шкивы на отсутствие повреждений, при необходимости заменить.
Проверить совпадение меток ВМТ, как показано на рисунке В4785.
Установить новый зубчатый ремень.
Закрепить опору двигателя на продольной балке моментом 40 Нм.
Натянуть зубчатый ремень.
Затянуть болты крепления насоса системы охлаждения моментом 25 Нм.
Ввернуть болт крепления шкива распределительного вала, не затягивая его.
Проверить установку зажигания (соответствие меток).
Затянуть болт крепления шкива распределительного вала моментом 75 Нм, а затем дотянуть на угол 60-65°.
Установить новую прокладку под крышку конусного упора распределительного вала и затянуть болты крепления крышки крест-накрест.
Закрепить нижнюю и верхнюю крышки зубчатого ремня.
Затянуть болты крепления картера сцепления.
Дизельный двигатель объемом 1,7 л с турбонаддувом
Снятие
Отсоединить провод "массы" от аккумулятора.
Снять воздушный фильтр.
Снять клиновидные ремни привода насоса гидроусилителя рулевого управления и генератора.
Снять верхнюю крышку зубчатого ремня.
Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ. Для этого перевести коробку передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз. Приложить накидной ключ к центральному болту крепления шкива коленчатого вала. Провернуть коленвал по часовой стрелке до тех пор, пока метка на шкиве не совпадет с указателем на корпусе двигателя.
Одновременно необходимо вставить фиксирующие болты в шкивы распределительного вала и ТНВД. Если это не удается сделать, провернуть коленвал на один полный оборот. В качестве фиксирующих болтов можно использовать обычные болты М6х1 (распределительный вал) и М8х1,25 (ТНВД).
Внимание! Положение распределительного вала при снятом зубчатом ремне не менять.
Установить подъемное приспособление КМ-263-В и натянуть цепь.
Если указанного приспособления нет, положить над моторным отсеком подходящую трубу, оперев ее на крылья через деревянные бруски. Не класть трубу непосредственно на крылья!
Снять правое крепление опоры двигателя.
Снять крепление натяжного ролика, снять натяжную пружину (см. стрелки на рис.D5906).
Отвернуть болты крепления шкива коленчатого вала и снять шкив.
Отвернуть болты крепления шкива распределительного вала и снять шкив. Отвернуть болт крепления ведущей шестерни распределительного вала.
Снять зубчатый ремень вместе со шкивом распределительного вала.
Установка
Внимание! Перед установкой зубчатого ремня проверить, совпадает ли метка на ведущей шестерне распределительного вала с меткой на корпусе двигателя.
Установить зубчатый ремень вместе со шкивом распределительного вала.
Установить фиксирующий болт и болты крепления шкива распределительного вала. Затянуть болты моментом 10 Нм.
Установить пружину натяжного устройства и затянуть болты его крепления моментом 20 Нм.
Закрепить нижнюю крышку зубчатого ремня.
Установить шкив распределительного вала и затянуть болты его крепления моментом 20 Нм.
Установить правую опору двигателя и снять приспособление для подъема двигателя с крыльев.
Отвернуть фиксирующий болт.
Внимание! Еще раз проверить расположение меток при натянутом зубчатом ремне. При необходимости ослабить ремень и добиться правильного взаимного расположения меток.
Проверить опережение начала впрыска тнвд.
Установить верхнюю крышку зубчатого ремня.
Установить клиновидный ремень.
Подсоединить провод "массы" к аккумулятору.