Бензиновые двигатели и дизельные двигатели объемом 1,7 л
У двигателей объемом 1,8 и 2,0 л проверку натяжения зубчатого ремня следует проводить через каждые 60.000 км пробега или при каждом 4-м техобслуживании.
Внимание! У 16-клапанных двигателей ремень можно не регулировать. Если зубчатый ремень снимался, то его необходимо заменить на новый.
Внимание! С июня 1990 г. все двигатели объемом 1,4 и 1,6 л снабжены автоматическим натяжителем зубчатого ремня. Эти двигатели можно узнать по плоской крышке зубчатого ремня над шкивом распределительного вала и дополнительному болту крепления натяжного ролика над коленчатым валом. Автоматический натяжитель не требует ухода и регулировки. Регулировка требуется только при снятии зубчатого ремня и его последующей установке.
Проверка
Для проверки натяжения зубчатого ремня необходимо специальное устройство Opel КМ-510-А. Для поворота насоса системы охлаждения при натяжении зубчатого ремня необходимы следующие ключи фирмы Opel:
- для двигателей объемом 1,4 и 1,6 л — КМ-412А;
- для двигателей объемом 1,8 и 2,0 л — КМ-637;
- для дизельных двигателей — КМ-509.
Можно воспользоваться и обычными стандартными ключами, но придется предварительно снять генератор.
Правильное натяжение в значительной степени влияет на срок службы ремня. Натяжение следует проверять при прогретом двигателе (двигатель считается прогретым, если температура охлаждающей жидкости составляет около 80°С). Новый ремень рекомендуется устанавливать и натягивать на холодном двигателе (при температуре двигателя ниже +25°С).
Внимание! Зубчатый ремень нельзя переламывать и скручивать руками. Неправильное натяжение является причиной шума при его работе.
Натяжение ремня проверяется на ветви В (рис.А7872). Устройство для проверки натяжения устанавливается в верхней части ремня.
Освободить натяжную планку у генератора и снять клиновидный ремень. Генератор наклонить вниз.
Снять переднюю крышку зубчатого ремня.
Проверить зубчатый ремень на отсутствие трещин и разлохмачивания. При необходимости заменить ремень на новый.
Провернуть коленчатый вал двигателя в направлении вращения на угол не менее 90°, чтобы натянуть зубчатый ремень. Первый цилиндр должен находиться в ВМТ.
Установить прибор для проверки натяжения КМ-510А в точке В зубчатого ремня (см. рис.А7872). Медленно снять стопор с прибора. Легким нажимом пальцев в приборе отключается фиксация.
Пропустить зубчатый ремень между точками А, В и С (см. рис.С0077). При этом фиксатор С должен находиться во впадине ремня.
Значения, характеризующие степень натяжения зубчатого ремня
Регулировка
Отвернуть болты крепления насоса системы охлаждения.
Повернуть насос системы охлаждения на двигателе специальным ключом фирмы Opel или обычным ключом на 42,4 мм (в последнем случае нужно предварительно снять генератор). При повороте насоса вверх натяжение ремня увеличивается, вниз — уменьшается.
Ввернуть болты крепления насоса системы охлаждения, но не затягивать их.
Снять устройство для проверки натяжения ремня. Провернуть коленвал на один полный оборот в направлении вращения, после чего снова проверить натяжение.
Внимание! Регулировку натяжения ремня необходимо проводить до тех пор, пока прибор не покажет стабильное значение.
Затянуть болты крепления насоса системы охлаждения следующим моментом: у двигателей объемом 1,4 и 1,6 л — 8 Нм; у двигателей объемом 1,8 и 2,0 л — 25 Нм.
Установить переднюю крышку зубчатого ремня.
Установить генератор. Надеть клиновидный ремень.
Внимание! Если нет соответствующего прибора для проверки и регулировки натяжения зубчатого ремня, то эту операцию можно выполнить следующим образом. Ремень натягивается так, чтобы в точке В (рис.А7872) его можно было продавить пальцем руки на 10 мм. Позже натяжение ремня должно быть обязательно проверено специальным прибором. Пока это не сделано, не следует допускать высоких оборотов двигателя.
Регулировка натяжения зубчатого ремня у 16-клапанных двигателей
Для регулировки потребуется специальное приспособление Opel КМ-666. Двигатель должен быть холодным.
Надеть новый зубчатый ремень.
Установить регулировочное приспособление.
Нанести водостойким фломастером метку на седьмом зубе шестерни распределительного вала, считая в направлении против часовой стрелки (120° к коленчатому валу).
Провернуть коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения метки на шкиве распределительного вала с меткой на крышке головки цилиндров.
Внимание! Коленчатый вал проворачивать равномерно, без рывков, чтобы исключить перескакивание зубьев ремня.
Затянуть болт крепления натяжного ролика в два этапа:
- 1-й этап: моментом 25 Нм;
- 2-й этап: дотянуть на угол 45-60°.
Снять регулировочное приспособление.
Провернуть коленчатый вал до положения ВМТ 1-го цилиндра. Метка на шкиве коленчатого вала должна совпасть со штифтом на задней крышке зубчатого ремня. Одновременно метки на шкивах распределительных валов должны совпадать с метками на крышке головки цилиндров.