Внимание! Все работы проводить на холодном двигателе. Температура охлаждающей жидкости менее +40°С.
Замену охлаждающей жидкости BMW X5 E53 необходимо проводить в следующем порядке.
- Выставить автомобиль неподвижно на ровной площадке и снять крышку с расширительного бачка, подстраховав свою руку большим куском ткани, если двигатель еще полностью не остыл. Ослабить винт для удаления воздуха на патрубке радиатора (двигатели «М62» и «N62») или на расширительном бачке (двигатели «М54» и «М57»).
- Снять пластину жесткости и переднюю облицовку днища кузова Подставить под радиатор чистую емкость и отвернуть большой плоской отверткой сливную пробку в нижней части радиатора, двигатель «М62» (рис. 2.39), двигатель «М54» и «М57» (рис. 2.40).
Подставить под блок цилиндров чистую емкость и отвернуть гаечным ключом сливную пробку (2.41) на блоке цилиндров, которая расположена под выпускным коллектором.
Полностью слить охладитель из системы и отправить его на утилизацию.
- Проверить состояние шлангов радиатора, отопителя и хомуты их крепления. Дефектные детали заменить. Поврежденный радиатор снять и отправить в специализированную мастерскую.
- Установить на блок цилиндров сливную пробку (М14х1,5) с новой прокладкой (А14х18) и затянуть моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м).
- Ввернуть сливную пробку в радиатор, затянув ее на двигателе «М62» моментом 2,5 Н·м (0,25 кгс·м), на двигателях «М54» и «М57» — моментом 8,0 Н·м (0,8 кгс·м). Можно воспользоваться монетой.
Промывание систему охлаждения необходимо проводить в следующем порядке. Слить охлаждающую жидкость из системы, пробки не устанавливать. Установить на сливные отверстия прозрачные отводящие шланги. Промыть радиатор чистой проточной водой в большом количестве, подойдет водопровод. Промывать до тех пор. пока из шлангов (или сливных отверстий) не начала выливаться чистая вода. Так можно удалить только отложения из системы охлаждения.
- Для удаления ржавчины и накипи необходимо использовать химический очиститель системы охлаждения. Порядок его применения описан изготовителем на этикетке упаковки (флакона). После удаления (слива) всего химического очистителя, промыть систему охлаждения двигателя проточной водой, как описано выше.
- Установить на место сливные пробки системы охлаждения, см. выше.
- При установке в системе охлаждения двигателя выносного расширительного бачка («М62») необходимо снять с него переливной шланг, слить охладитель, промыть его отдельно чистой водой и подключить к системе охлаждения двигателя.
- Проверку качества охлаждающей жидкости необходимо проводить в следующем порядке. Заливать в систему только качественную охлаждающую жидкость и в соответствии с климатическими условиями эксплуатации автомобиля. Для европейского региона России это температура до -35°С. Приготовить прибор для проверки плотности охлаждающей жидкости — ареометр.
- Отобрать ареометром из расширительного бачка или емкости для хранения охладителя пробу жидкости. Снять показания прибора, плотность должна быть в пределах 1,080— 1,085 r/см3. По соображениям коррозионной стойкости в смеси круглогодично должно выдерживаться соотношение воды и этиленгликоля (антифриза) порядка 50:50.
- Заполнять систему охлаждения двигателя необходимо в следующем порядке. Заполнить расширительный бачок новой охлаждающей жидкостью до краев. Обложить вентиляционную пробку радиатора чистой ветошью. Пробка располагается на расширительном бачке (см. рис. 2.22), патрубке или радиаторе, в зависимости от комплектации автомобиля двигателем. Открыть вентиляционную пробку (пробку удаления воздуха).
- Заливать новую охлаждающую жидкость до тех пор, пока из вентиляционной пробки не пойдет жидкость, не содержащая пузырьков воздуха. Закрыть вентиляционную пробку и восстановить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, см. рис. 2.22.
- Закрыть горловину расширительного бачка пробкой и запустить двигатель. включить отопитльно-вентиля- ционную установку в режим «Тепло» («Warm») и прогреть двигатель до включения вязкостной муфты вентилятора. При этом поддерживать частоту вращения вала в районе 2500 мин’ 1. В процессе удаления воздуха из системы уровень жидкости опуститься до отметки «MIN» на расширительном бачке и даже ниже. Заглушить двигатель и дать ему остыть до 20—30°С.
- Открыть пробку на расширительном бачке и восстановить уровень охлаждающей жидкости. Уровень в норме (М62), если конец красного поплавка расположен заподлицо с верхним краем заливной горловины (стрелка, см. рис. 2.22). Еще раз открыть вентиляционные пробки и убедиться, что жидкость выходит без пузырьков воздуха.
- Проверить уплотнения крышки расширительного бачка, установить крышку и завернуть ее. Проверить визуально герметичность системы охлаждения. Особенно в местах стыковки шлангов и установки пробок. Шланги должны далеко находить на соединительные патрубки и плотно прихватываться винтовыми хомутами. Появление охладительной жидкости под насосом свидетельствует о повреждении сальника насоса. Насос заменить.