Двигатель M43TU (316i, 318i)
1 - крышка головки цилиндров; 2 - распределительный вал; 3 - роликовое коромысло; 4 - гидравлический компенсатор зазора в клапанах; 5 - свеча зажигания; 6 - балансировочный вал; 7 - насос охлаждающей жидкости; 8 - термостат; 9 - клиновой ремень; 10 - масляный фильтр; 11 - генератор; 12 - впускной трубопровод с корпусом дроссельной заслонки
Двигатель M52TU (320i, 323i, 328i)
1 - катушка зажигания; 2 - датчик кислорода; 3 - каталитический преобразователь; 4 - клиновой ремень; 5 - вязкостная муфта; 6 - насос охлаждающей жидкости; 7 - термостат; 8 - блок VANOS; 9 - гидротолкатель; 10 - распределительные валы
Элементы двигателя M52TU
1 - головка блока цилиндров; 2 - постель распредвала; 3 - прокладка головки блока цилиндров; 4 - крышка распредвала; 5 - крышка головки блока цилиндров; 6 - накладка; 7 - прокладка; 8 - прокладка; 9 - выпускной клапан; 10 - впускной клапан; 11 - маслоотражательные колпачки клапанов; 12 - нижнее седло клапанной пружины; 13 - клапанные пружины; 14 - верхнее седло клапанной пружины; 15 - сухари; 16 - гидротолкатели клапанов; 17 - распределительные валы; 18 - блок VANOS; 19 - крышка привода ГРМ; 20 - передний сальник коленчатого вала; 21 - прокладки крышки привода ГРМ; 22 - цепь VANOS; 23 - звездочки распредвалов; 24 - верхний натяжитель цепи; 25 - успокоитель цепи; 26 - цепь привода ГРМ; 27 - звездочка распредвала; 28 - звездочка коленвала; 29 - башмак натяжителя цепи; 30 - успокоитель цепи; 31 - натяжитель цепи; 32 - поршневые кольца; 33 - поршневой палец со стопорными кольцами; 34 - шатун со втулкой верхней головки, крышкой и болтами; 35 - шатунные вкладыши; 36 - коренные вкладыши; 37 - коленчатый вал; 38 - задний сальник коленчатого вала; 39 - демпфер крутильных колебаний; 40 - шкив коленвала; 41 - ступица; 42 - эвездочка коленвала; 43 - поддон картера; 44 - прокладка; 45 - масляный насос; 46 - шестерни масляного насоса; 47 - звездочка масляного насоса; 48 - цепь привода масляного насоса
Двигатель М47 (320d)
1 - распределительные валы; 2 - роликовое коромысло; 3 - всасывающий фильтр; 4 - каталитический преобразователь; 5 - турбокомпрессор; 6 - клиновой ремень; 7 - генератор; 8 - цепи привода механизма ГРМ; 9 - вакуумный насос; 10 - форсунка
Автомобиль может быть оборудован рядным 4-цилиндровым бензиновым двигателем, 6-цилиндровым бензиновым двигателем или 4-цилиндровым турбодизелем. Силовой агрегат расположен вдоль автомобиля и вынимается вверх специальным краном.
Варианты комплектации
Модель 316i, 318i
4-цилиндровый. бензиновый двигатель M43TU объемом 1.9 л – двухклапанный, с верхнерасположенным распределительным валом. Распределительный вал приводится во вращение цепью. Клапаны приводятся в движение через роликовое коромысло. Для компенсации вибрации двигателя служат два балансировочных вала, расположенных под коленчатым валом. Привод клапанов – роликовый. Впускной тракт с изменяемой длиной DISA.
Характеристики двигателя 330i
Модель 320i, 323i, 325i, 328i, 330i
6-цилиндровый. бензиновый двигатель M52TU имеет головку цилиндров и блок цилиндров из алюминиевого сплава. Сплав имеет улучшенную теплопроводность и меньший вес по сравнению с чугуном. 4-клапанная головка цилиндров имеет два распределительных вала с приводом от цепи с механизмом регулирования распределительных валов VANOS. При этом оба распределительных вала в зависимости от числа оборотов и нагрузки двигателя поворачиваются относительно соответствующей звездочки таким образом, чтобы получить оптимальный момент открывания клапанов. Узел управляется от прибора управления двигателя.
Модель 320d
В 4-цилиндровом турбодизеле М47 два распределительных вала с верхним расположением имеют цепной привод и воздействуют на клапаны через роликовое коромысло. Вторая цепь приводит в движение топливный насос высокого давления. Привод клапанов – роликовый. Дизельный двигатель имеет турбонаддув с изменяемой геометрией турбины (VTG) и охлаждением наддуваемого воздуха. Головка цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава. Двигатель снабжен окислительным каталитическим преобразователем и системой рециркуляции отработавших газов.
Модель 330d
6-цилиндровый. турбодизель М57 характеризуется исключительно высоким крутящим моментом благодаря общей напорной магистрали (common rail) высокого давления, по которой подается топливо к форсункам. Головка цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава. Двигатель снабжен окислительным каталитическим преобразователем и системой рециркуляции отработавших газов.
Все двигатели:
Снабжены гидрокомпенсаторами клапанных зазоров.
Смазка двигателей осуществляется масляным насосом, который у 6-цилиндровых двигателей (320i, 323i, 328i) располагается в передней части поддона картера и приводится во вращение цепью от коленчатого вала. У моделей 316i, 318i масляный насос расположен в крышке коробки распределительного механизма на конце коленчатого вала и соединен с ним через шлицевое соединение. Засасываемое масло поступает через отверстия и по трубопроводам к подшипникам коленчатого и распределительного валов, а также к рабочим поверхностям цилиндров.
Насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем, который одновременно приводит в движение вспомогательные агрегаты, а именно, генератор, насос гидроусилителя руля и компрессор кондиционера.
Следует иметь в виду, что система охлаждения двигателя должна быть круглогодично заправлена смесью из средства для защиты от коррозии и замерзания, а также не содержащей известь водой. Вентилятор радиатора имеет электропривод. У 6-цилиндрового двигателя с кондиционером на валу насоса охлаждающей жидкости дополнительно находится вентилятор радиатора, который подключается через вязкостную муфту при соответствующей температуре. Посредством так называемого охлаждения по характеристикам у бензиновых двигателей системой управления двигателя регулируется температура открывания термостата и оптимизируется температура двигателя для достижения минимального расхода топлива.
На всех бензиновых двигателях применяется следящее за детонацией регулирование момента зажигания.
Электродвигатель радиатора может включаться при неработающем двигателе и выключенном зажигании. Вследствие наличия зоны теплового застоя в двигательном отсеке это может происходить многократно. При проведении работ в двигательном отсеке и теплом двигателе необходимо учитывать возможность включения электровентилятора. Способ устранения: Расстыкуйте разъем электродвигателя вентилятора. Для функционирования зажигания и подготовки топливно-воздушной смеси имеется не требующая обслуживания система управления двигателем, что исключает необходимость регулировки момента зажигания или холостого хода в рамках проведения технического обслуживания.