Примечание. См. также Раздел Комфорт Главы Руководство по эксплуатации
Воздух, подаваемый системой вентиляции в салон автомобиля через фильтр, может подогреваться или охлаждаться в зависимости от выбора водителя и пассажиров. Отопитель или кондиционер располагаются в салоне, в корпусе под панелью приборов. Весь поток подаваемого в салон воздуха направляется для нагревания или охлаждения через один и тот же кожух. Температура и скорость потока воздуха регулируется с помощью органов управления расположенных на панели управления.
Схема системы охлаждения: 1 - Расширительный бачок; 2 - Крышка; 3 - Встроенный силикогелевый бачок; 4 - Заборный патрубок; 5 - Радиатор; 6 - Термостат; 7 - Вентиляционная трубка; 8 - Поток от двигателя к радиатору; 9 - Поток от радиатора к двигателю; 10 - Насос системы охлаждения; 11 - Масляный радиатор; 12 - Блок цилиндров; 13 - Головка блока цилиндров; 14 - Нагнетающий трубопровод отопителя; 15 - Подогреватель стеклоомывателей; 16 - Радиатор отопителя; 17 - Клапан двойной пульсации; 18 - Циркуляционный насос; 19 - Возвратная трубка отопителя
Тепло, выделяемое при работе двигателя, передается охлаждающей жидкостью к радиатору отопителя, расположенному в салоне. Подводимый поток воздуха от системы вентиляции проходит через радиатор и нагревается теплом охлаждающей жидкости двигателя, протекающей внутри радиатора. Степень нагревания регулируется посредством смешивания в определенном соотношении холодного и горячего воздуха с помощью смесительной заслонки с сервоприводом.
Использованный воздух удаляется из салона через вентиляционные отверстия с обратными клапанами.
Увеличение расхода воздуха через теплообменник обеспечивает вентилятор свежего воздуха.
Если необходимо отключить подачу свежего воздуха, например, при плохом запахе, система переключается в режим циркуляции, при котором в салоне циркулирует только имеющийся там воздух.
Переключение системы в режим циркуляции подтверждается активацией контрольной лампы (см. Главу Руководство по эксплуатации).
Система кондиционирования воздуха салона
Функциональная схем типичной системы кондиционирования воздуха
Рабочий тракт переднего контура системы К/В: А - Входное отверстие охлаждающей жидкости; В - Обратный поток охлаждающей жидкости; 1 - Двигатель; 2 - Блок прокачки обогрева салона; 3 - Теплообменник отопителя салона; 6 - Радиатор обогрева ветрового стекла (стеклоочиститель); 7 - Термоклапан, обогрев ветрового стекла (стеклоочиститель); 8 - Термоклапан, обогреватель жидкости для омывания ветрового стекла
Рабочий тракт заднего контура системы К/В: А - Вход охлаждающей жидкости; В - Обратный поток охлаждающей жидкости; 1 - Двигатель; 2 - Блок прокачки обогрева салона; 3 - Теплообменник, система обогрева; 4 - Блок прокачки, климат-контроль задней части салона; 5 - Теплообменник отопителя, климат-контроль задней части салона; 6 - Радиатор обогрева ветрового стекла (стеклоочиститель); 7 - Термоклапан, обогрев ветрового стекла (стеклоочиститель); 8 - Термоклапан, обогреватель жидкости для омывания ветрового стекла
Работы с системой кондиционирования должны выполняться специализированной мастерской. Ни в коем случае не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение.
С помощью системы кондиционирования температура воздуха в салоне может понижаться ниже внешней температуры.
При работе системы влажность в салоне уменьшается. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. Таким образом производится его осушение. С помощью этой процедуры удаляется запотевание стекол.
Система кондиционирования состоит из компрессора, конденсатора, дросселя, испарителя, емкости с хладагентом и трубопроводов. В системе циркулирует хладагент (тип R134а), который в зависимости от температуры и давления может находиться в жидком или газообразном состоянии.
Компрессор кондиционера через ребристый ремень приводится во вращение от коленчатого вала двигателя. Он создает давление до 30 бар в контуре охлаждения установки, вследствие чего хладагент, представляющий собой газ, нагревается. В конденсаторе хладагент охлаждается протекающим снаружи воздухом (охлаждающий воздух остается во внешней среде). Вследствие этого разогретый хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость. Имея большое давление, он пропускается через дроссель, в результате чего его давление падает. После этого хладагент испаряется в контуре, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Вследствие этого воздух охлаждается. Охлажденный воздух поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.
Меры безопасности при обслуживании воздушного кондиционера
Система кондиционирования должна обслуживаться исключительно подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приемам работы с применением надлежащего оборудования с соблюдением правил разгерметизации, ознакомленному с приемами сбора и порядком хранения автомобильного хладагента.
- Не допускайте контакта хладагента с кожей;
- При работе рядом с системой кондиционирования надевайте защитные очки;
- При попадании хладагента на кожу или глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь к врачу или в лечебное учреждение. Самолечение не допускается;
- В новом баллоне хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50°С. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению;
- Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затрудненному дыханию;
- Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем;
- При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите. При пользовании пламенным течеискателем избегайте вдыхания дыма;
- При проведении сварочных работ вблизи системы кондиционирования воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению;
- Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.