Рис. 108. Схема охлаждения шестицилиндрового двигателя. 1 - от двигателя к радиатору, 2 - от радиатора к термостату, 3 - байпас, 4 - от распределительного бачка к радиатору, 5 - газоотводной трубопровод, 6 - сливной шланг, 7 - от головки цилиндров (впускной коллектор слева), 8 - от отопителя кузова, 9 - отопитель кузова.
Рис. 109. Схема системы охлаждения восьмицилиндровых двигателей. 1 - подогреватель, пусковая автоматика, 2 - пробка радиатора, 3 - термостат, 4 - радиатор, 5 - насос охлаждающей жидкости, 6 - датчик указателя температуры, 7 - карбюратор, 8 - головка цилиндров, 9 - блок цилиндров, 10 - кран отопителя кузова, 11 - отопитель кузова.
Насос охлаждающей жидкости установлен на блоке цилиндров и уплотняется сальником. Система охлаждения закрытая, что повышает температуру кипения воды до +118°С. При применении антифриза с температурой замерзания -30°С, температура кипения повышается до +125°С. При движении с полной нагрузкой, в горных условиях, в колонне, на автострадах с затяжными подъемами или в области с высокой температуре окружающего воздуха указатель температуры охлаждающей жидкости может подходить к красной метке, не оказывая вредного воздействия на работу двигателя. При движении на затяжных спусках в автомобилях с автоматической коробкой передач можно рычаг управления коробкой передач ставить в положение N для лучшего охлаждения масла в коробке передач. Электромагнитная муфта вентилятора включается и выключается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Вентилятор включается при температуре выше +100°С и выключается при +95°С.