Поток масла регулируется в зависимости от температуры. В верхнем корпусе фильтра расположен термостат, к которому пружиной прижимается клапан. В зависимости от температуры масла клапан открывает или закрывает каналы, по которым масло поступает или в масляный радиатор или в нижний корпус фильтра. На рис. 105 и 106 показаны разрезы фильтров 6-ти и 8-ци цилиндровых двигателей.
Рис. 105. Разрез масляного фильтра шестицилиндрового двигателя. 1 - пружина, 2 - термостат, 3 - уплотнительное кольцо, 4 - пробка, 5 - верхний корпус фильтра, 6 - пружина, 7 - обратный клапан, 8 - нижний корпус фильтра, 9 - фильтрующий элемент, 10 - упругая опора, 11 - уплотнительное кольцо, 12 - уплотнительное кольцо, а - выход масла, в - вход масла, с - канал в корпусе фильтра, d - канал в корпусе фильтра.
Рис. 106. Разрез масляного фильтра восьмицилиндрового двигателя. 1 - центральный болт, 2 - уплотнительное кольцо, 3 - крышка фильтра, 4 - уплотнительное кольцо, 5 - корпус масляного фильтра, 6 - фильтрующий элемент, 7 - штуцер, 8 - труба, 9 - место установки датчика давления, 10 - термостат, 11 - клапан, 12 - седло клапана, 13 - опора пружины, 14 - обратный клапан, 15 - пружина, 16 - пружина, 17 - уплотнение фильтрующего элемента нижнее, А - неочищенное масло к масляному радиатору, В - неочищенное масло от масляного радиатора, а - от масляного насоса, в - к коренным подшипникам коленчатого вала, с - слив в масляный картер.
При переборке двигателя после пробега 1000...1500 км фильтрующий элемент необходимо заменить. Для замены фильтрующего элемента необходимо отвернуть нижний корпус фильтра. Для снятия масляного фильтра с двигателя выполнить следующие работы:
Шестицилиндровые двигатели
Снять впускной коллектор.
Отвернуть центральный болт крепления нижнего корпуса и фильтр опустить вниз.
Снять уплотнительное кольцо.
Тщательно очистить разъемные поверхности корпуса фильтра и блока цилиндров от остатков прокладки, не допуская попадания их в масляные каналы.
Установить на двигатель новый масляный фильтр с новой прокладкой, завернуть и затянуть четыре болта крепления. При установке прокладки обратить внимание на то, чтобы прокладка не перекрывала масляные каналы.
Пустить двигатель и проверить герметичность фильтра.
Проверить уровень масла в двигателе и, при необходимости, долить.
Восьмицилиндровые двигатели
Отвернуть крышку фильтра. Отсоединить два трубопровода отвода масла к радиатору, отвернуть штуцер между корпусом фильтра и амортизатором.
Отсоединить штекер от датчика давления масла.
Отвернуть болты крепления и снять фильтр.
При необходимости снять фильтрующий элемент.
Очистить привалочные поверхности корпуса фильтра и блока цилиндров от остатков прокладки, не допуская попадания их в масляные каналы.
Установить новый фильтрующий элемент и крышку с новым уплотнительным кольцом. Завернуть центральный болт и затянуть моментом 30 Нм.
Установить фильтр с новой прокладкой на двигатель и затянуть болты крепления моментом 25 Нм.
В обратной последовательности выполнить остальные работы. Проверить уровень масла в двигателе и, при необходимости, долить.