Отвернув гайки, снимают заднюю крышку картера коробки передач и уплотнительную прокладку. Снимают установочные кольца с подшипников первичного и вторичного валов. Снимают крышку фиксаторов и вынимают из гнезд пружины и шарики фиксаторов. Отвертывают пробку и вынимают детали фиксатора вилки задней передачи. Отвернув болт и гайки крепления картера коробки передач к картеру сцепления, снимают картер со шпилек.
Отвернув болты крепления вилок на штоках переключения передач, снимают штоки и вилки. Вынимают ось и снимают промежуточную шестерню заднего хода. Затем вынимают одновременно первичный и вторичный валы (рис. 67) из роликовых подшипников картера сцепления. Снимают узел дифференциала. Выпрессовывают наружные кольца подшипников из картера сцепления, используя оправку А.70157.
Рис. 67. Снятие первичного и вторичного валов
Отвернув болты крепления механизма выбора передач (рис. 68), снимают его. Отвертывают винт крепления рычага выбора передач и снимают его со штока, а шток вынимают из картера сцепления (рис. 69). Без необходимости не следует снимать со штока выбора передач рычаг и шарнир, так как конические винты их крепления установлены на герметик.
Рис. 68. Снятие механизма выбора передач | Рис. 69. Снятие штока выбора передач |
При необходимости разборки вторичного вала зажимают его в тисках с накладками из мягкого металла, а затем, отвернув гайку, универсальным съемником спрессовывают шариковый подшипник с вала. Аналогично спрессовывают подшипник с первичного вала. Затем снимают с вторичного вала ведомые шестерни IV, III, II и I передач и детали синхронизаторов в порядке, указанном на рис. 70. Ступицы муфт синхронизаторов снимают на прессе или съемником А.40005/1/6. Без необходимости не рекомендуется спрессовывать ступицы с вала, чтобы не уменьшить натяг в шлицевом соединении; также не рекомендуется выпрессовывать из картера сальники, если они не повреждены.
Рис. 70. Детали вторичного вала (отмеченное знаком «*» - только для пятиступенчатой коробки передач): 1 - упорная шайба; 2 - втулка подшипника; 3 - шестерня IV передачи; 4 - дистанционное кольцо подшипника; 5 - блокирующее кольцо синхронизатора; 6 - скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 7 - ступица скользящей муфты; 8 - шестерня III передачи; 9 - стопорное кольцо; 10 - упорные полукольца вторичного вала; 11 - шестерня II передачи; 12 - скользящая муфта синхронизатора I и II передач; 13 - стопорное кольцо ступицы синхронизатора; 14 - ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач; 15 - пружина синхронизатора; 16 - сухарь; 17 - фиксатор; 18 - игольчатый подшипник; 19 - шестерня I передачи; 20 - упорная шайба; 21 - роликовый цилиндрический подшипник; 22* - упорная шайба; 23* - втулка подшипника; 24* - шестерня V передачи; 25* - ступица скользящей муфты; 26* - скользящая муфта синхронизатора V передачи; 27* - упорная пластина; 28 - гайка
Разбирают дифференциал, для чего:
- при необходимости замены ведомой шестерни главной передачи отвертывают болты ее крепления и спрессовывают шестерню 6 (рис. 71) с коробки 4 дифференциала;
- снимают стопорное кольцо с оси 1 сателлитов и выпрессовывают ось. Затем вынимают из коробки дифференциала полуосевые шестерни 2 и сателлиты 5. При необходимости спрессовывают подшипники с коробки дифференциала, используя упор 67.7853.9582* и универсальный съемник, и шестерню 3 привода спидометра.
Рис. 71. Дифференциал в сборе
* Ступенчатый цилиндрический упор ∅30 мм с центровочным хвостовиком ∅27,3 мм.
При необходимости разбирают механизм выбора передач, для чего отвертывают гайку крепления оси 4 (рис. 72) рычага выбора передач и снимают стопорные кольца 6 с оси 7 вилки заднего хода и с оси 3 блокировочных скоб, снимают вилку 10 заднего хода, рычаг выбора передач в сборе с блокировочной скобой, ось 4 рычага и пружину 5.
Рис. 72. Механизм выбора передач в сборе: 1 - корпус механизма выбора передач; 2 - рычаг выбора передач (переднего хода); 3 - направляющая ось блокировочных скоб; 4 - ось рычага выбора передач; 5 - пружина; 6 - стопорное кольцо; 7 - ось вилки заднего хода; 8 - блокировочная скоба (нижняя часть); 9 - фиксатор рычага выбора передач; 10 - вилка включения заднего хода; 11 - рычаг выбора передач (заднего хода); 12 - блокировочная скоба (верхняя часть)
При необходимости снимают привод спидометра, для чего отвертывают гайку его крепления и, придерживая валик ведомой шестерни, вынимают привод спидометра.
Приемы работ, порядок разборки (сборки) пятиступенчатой коробки передач аналогичны описанным выше, но прежде чем вынимать первичный и вторичный валы, выполняют следующее: после снятия задней крышки стопорят первичный вал приспособлением 41.7816.4070 и отвертывают гайки с первичного и вторичного валов, затем отвертывают болт крепления вилки V передачи на штоке и спрессовывают универсальным съемником со шлицев вторичного вала синхронизатор V передачи в сборе с шестерней 2 (см. рис. 64) и вилкой. Затем спрессовывают шестерню 8 с первичного вала и ударной дрелью-отверткой отвертывают винты крепления упорной пластины 9 и снимают установочные кольца подшипников.