Первичный вал 17 (рис. 61) выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Они расположены на игольчатых подшипниках на вторичном валу 14. Кроме них, на валу установлены два синхронизатора 12 и 10. Вместе с вторичным валом изготовлена ведущая шестерня главной передачи. Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 9. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи.
Рис. 61. Коробка передач четырехступенчатая: 1 - подшипник выключения сцепления; 2 - направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления; 3 - ведущая шестерня привода спидометра; 4 - картер сцепления; 5 - полуосевая шестерня; 6 - сателлит; 7 - ось сателлитов; 8 - коробка дифференциала; 9 - регулировочная прокладка; 10, 12 - синхронизаторы; 11 - упорные полукольца; 13 - игольчатый подшипник шестерни; 14 - вторичный вал; 15 - задняя крышка картера коробки передач; 16 картер коробки передач; 17 - первичный вал
Привод управления коробкой передач 1 состоит из рычага 11 (рис. 62) со сферическим пальцем 12, шаровой опоры 13, тяги 9, соединенной шарниром 7 со штоком 6. и механизмов выбора и переключения передач На внутреннем конце штока 6 закреплен рычаг 5, который действует на трехплечий рычаг 3 механизма 2 выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к картеру 4 сцепления. Отверстие для прохода тяги 9 закрыто защитным чехлом 10.
Рис. 62. Привод управления коробкой передач (для наглядности левая часть рисунка развернута на 90° вокруг оси тяги 6)
В корпусе 16 (рис. 63) механизма выбора передач установлены две оси. На одной из них имеется трехплечий рычаг 3 выбора передач и блокировочные скобы 2. Другая ось проходит через отверстия скоб 2, фиксируя их от проворачивания. Плечо В рычага 3 служит для включения передач переднего хода, плечо Б — для включения задней передачи, а на третье плечо действует рычаг 5 (см. рис. 62) штока выбора передач. Под действием пружины рычаг 3 (см. рис. 63) выбора передач и блокировочные скобы 2 перемещаются на своих осях до упора шарика 18 в ступеньку на оси 17. В этом положении скобы запирают одним концом вилку 12 заднего хода, входя в ее паз между выступами А, а другим вилку I и II передач (а также вилку V передачи у пятиступенчатой коробки передач); плечо В рычага выбора передач устанавливается в положение включения III и IV передач. При поперечном перемещении рычага переключения передач в сторону заднего хода рычаг 3 и скобы 2 перемещаются на осях, сжимая пружину. При этом вместо скобы в паз вилки 12 заднего хода заходит плечо Б рычага выбора передач, а скобы запирают вилки включения передач переднего хода. Таким образом, при перемещении рычага 3 вдоль своей оси происходит выбор передач, а при повороте на оси — включение передач.
Рис. 63. Механизм выбора передач: 1 - ось вилки; 2 - блокировочные скобы; 3 - трехплечий рычаг выбора передач; 4 - промежуточная шестерня заднего хода; 5 - первичный вал; 6 - синхронизатор I и II передач; 7 - вилка включения I и II передач; 8 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 9 - направляющая ось блокировочных скоб; 10 - выключатель фонаря заднего хода; 11 - фиксатор вилки заднего хода; 12 - вилка включения заднего хода; 13 - рычаг штока выбора передач; 14 - шток выбора передач; 15 - картер сцепления; 16 - корпус механизма выбора передач; 17 - ось рычага выбора передач; 18 - фиксатор рычага выбора передач
У пятиступенчатой коробки передач первичный 7 (рис. 64) и вторичный 4 валы на выходе из картера 1 удлинены. На этой части валов расположены ведущая 8 и ведомая 2 шестерни V передачи и ее синхронизатор 3. Подшипники валов фиксируются в своих гнездах пластиной 9. Шестерни V передачи закрыты задней крышкой 5 картера коробки передач с сапуном 6.
Рис. 64. Задняя часть пятиступенчатой коробки передач
Для отличия коробок передач по передаточным числам главной передачи они маркируются краской. Маркировка наносится на верхней части картера: 01 — для передаточного числа 3,94; 02 — для передаточного числа 4,13.
Возможные неисправности коробки передач, их причины и методы устранения приведены в табл. 7.