На автомобиле установлена коробка передач механическая, четырехступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами и ручным управлением.
Коробка передач имеет четыре передачи для движения вперед (передаточные числа: I — 3,242; II — 1,989; III — 1,289; IV — 1,000) и одну передачу для движения назад (передаточное число заднего хода 3,34). Шестерни всех передач, кроме заднего хода, косозубые, что уменьшает шум при работе коробки передач, и имеют постоянное зацепление. Шестерни передачи заднего хода прямозубые. Включение передач для движения вперед осуществляется с помощью синхронизаторов, а для движения назад — передвижением промежуточной шестерни заднего хода. Переключение передач производится с помощью рычага, расположенного на картере коробки передач.
Рис. 28. Коробка передач: а - коробка в сборе; б - синхронизатор: 1 - нижняя крышка; 2 - пробка для проверки уровня масла; 3 - промежуточный вал; 4 - картер; 5 - шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 6 - первичный вал; 7 - передняя крышка; 8 - шестерня постоянного зацепления первичного вала; 9 - синхронизатор III и IV передач; 10 - шестерня III передачи; 11 - шестерня II передачи; 12 - синхронизатор I и II передач; 13 - вторичный вал; 14 - шестерня I передачи; 15 - шестерня заднего хода; 16 - ползун вилки включения заднего хода; 17 - шариковый фиксатор; 18 - ползун вилки включения III и IV передач; 19 - блокировочный замок; 20 - ползун вилки включения I и II передач; 21 - пружина; 22 - крышка шаровой опоры; 23 - рычаг переключения передач; 24 - задняя крышка; 25 - вилка включения заднего хода; 26 - промежуточная шестерня заднего хода; 27 - шестерня заднего хода промежуточного вала; 28 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 29 - пружина; 30 - блокирующее кольцо; 31 - ступица; 32 - муфта.
В картере 4 коробки передач (рис. 28) на подшипниках установлены первичный (ведущий) 6, вторичный (ведомый) 13 и промежуточный 3 валы. Первичный вал выполнен как одно целое с шестерней 8, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 5 промежуточного вала 3, представляющего собой блок шестерен. На вторичном валу свободно установлены шестерни 10, 11 и 14 соответственно III, II и I передач, находящиеся в постоянном зацеплении о соответствующими шестернями промежуточного вала. На вторичном валу также жестко закреплены ступицы синхронизаторов 9 и 12 и шестерня 15 заднего хода. Промежуточная шестерня 26 заднего хода свободно установлена на оси 28. При включении I и II передач синхронизатор 12 соединяет соответственно шестерни 11 и 14 со вторичным валом коробки передач. При включении III и IV передач синхронизатор 9 соединяет соответственно шестерню 10 и первичный вал 6 со вторичным валом. Включение заднего хода осуществляется введением в зацепление шестерни 26 с шестернями 27 и 15.
Синхронизатор предназначен для бесшумного и безударного переключения передач. Синхронизатор облегчает работу водителя и увеличивает срок службы шестерен коробки передач. Он включает в себя: ступицу 31, скользящую муфту 32, блокирующие кольца 30 и пружины 29. Ступица синхронизатора закреплена на вторичном валу коробки передач. Она имеет внешние шлицы, на которых установлена скользящая муфта 32 с внутренними коническими поверхностями. Блокирующие кольца 30 имеют наружные конические поверхности и внутренние зубья со скосами. Блокирующие кольца постоянно отжимаются пружинами 29 к скользящей муфте 32.
Работа синхронизатора основана на использовании сил трения. Включение передачи возможно только после предварительного уравнивания угловых скоростей вторичного вала и шестерни включаемой передачи. После уравнивания угловых скоростей за счет трения между коническими поверхностями скользящей муфты 32 и блокирующего кольца 30 зубья муфты входят в зацепление с зубчатым венцом синхронизатора, выполненном на шестерне. В этом случае свободно вращающаяся шестерня на вторичном валу с помощью синхронизатора соединяется со вторичным валом, и передача включается.
В механизм переключения коробки передач входят: рычаг переключения 23, ползуны 16, 18 и 20 с вилками, шариковые фиксаторы 17 и замок 19. Рычаг 18 прижимается пружиной 21 к сферической поверхности крышки 22 шаровой опоры и имеет фигурный конец, который яри переключении передач входит в лазы вилок. Вилки, установленные на ползунах, входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов 9 и 12 и промежуточной шестерни 26 заднего хода. Шариковые фиксаторы 17 удерживают ползуны в нейтральном и включенном положениях, а замок 19 исключает одновременное включение двух передач. Замок состоит из двух блокировочных сухарей и штифта между ними. При перемещении среднего ползуна 18 оба сухаря выходят из его углублений и запирают крайние ползуны 16 и 20, исключая их смещения. При перемещении одного из крайних ползунов сухарь выходит из его углубления, блокирует средний ползун, и, действуя через штифт на другой сухарь, запирает также другой крайний ползун.