Техническое обслуживание генератора переменного тока не предусмотрено, если исключить чрезвычайно редко возникающую необходимость в замене графитовых щеток. Более серьезные повреждения нельзя устранить с помощью любительских средств.
Чтобы снять крышку (2) генератора фирмы Bosch, ослабьте три винта с крестообразными головками (1), снимите провод В+ с нарезного пальца (3) и выньте из пазов крепежные выступы (стрелки).
Регулятор напряжения (2) держится на двух винтах с крестообразными головками (1). Цифрой «3» обозначена ось скользящего контакта в генераторе.
На демонтированном регуляторе напряжения (4) мы обозначили длину контактных щеток (2) стрелками. Цифрой «1» показаны контакты регулятора напряжения, «3» – крепежные винты.
Проверка напряжения зарядки
1. Подключите между плюсовым полюсом генератора и массой вольтметр.
2. Запустите двигатель на средних оборотах.
3. При исправном регуляторе напряжения прибор покажет примерно от 13,3 до 14,6 В.
4. Если это не так, то проверьте графитовые щетки или замените регулятор.
5. В ином случае неисправен сам генератор.
Проверка графитовых щеток
1. Отсоедините минусовый полюс аккумулятора.
2. В зависимости от модели автомобиля обеспечьте доступ к задней стороне генератора (например, демонтируйте расширительный бачок или облицовку двигательного отсека) или демонтируйте генератор.
3. Демонтируйте крышку сзади на генераторе.
4. Снимите регулятор с генератора. Для этого ослабьте оба крепежных винта.
5. Немного откиньте регулятор для того, чтобы графитовые щетки не висели.
6. Измерьте выступ графитовых щеток: новые графитовые щетки имеют длину около 13 мм; величина износа 5 мм.
Замена графитовых щеток
Замена графитовых щеток в современных генераторах больше не предусмотрена – графитовые щетки уже не поставляются в качестве запчастей. Если они стерлись, то нужно менять полностью регулятор.
Но если кто-то может достать графитовые щетки в мастерской по ремонту электротехнического оборудования автомобилей в качестве запчастей, может произвести отдельную замену: в этом случае нужны паяльник, припой и, кроме того, умение паять. Описание, приведенное ниже, относится к генератору фирмы Bosch:
1. Демонтируйте регулятор из генератора так, как описано выше.
2. Отпаяйте соединительные жгуты, выньте графитовые щетки.
3. Снимите со старых щеток нажимные пружины и наденьте на новые щетки.
4. Припаяйте соединительные жгуты.
5. Используйте при этом немного оловянного припоя и работайте быстро, чтобы соединительные жгуты не напитались оловом. Иначе они утратят гибкость.
Совет: При демонтированном регуляторе вы можете также проверить медные контактные кольца сердечника генератора (по ним движутся графитовые щетки). Если на них уже есть глубокие следы приработки, то их можно расточить и отполировать в мастерской по ремонту электротехнического оборудования автомобилей.
Демонтаж генератора
1. Отключите провод аккумулятора, подключенный к массе, иначе есть опасность короткого замыкания.
2. Четырехцилиндровый двигатель: там, где есть, отвинтите провод массы.
3. Снимите клиноребристый ремень (описано в главе далее).
4. Демонтируйте подключенный провод.
5. Отвинтите крепежные болты хомута генератора и выньте их, придерживайте при этом генератор.
6. Шестицилиндровый двигатель: снимите клиноребристый ремень (описано в главе далее).
7. Демонтируйте нижнюю крышку двигательного отсека.
8. Демонтируйте снизу подсоединенный провод и направляющую потока свежего воздуха.
9. Ослабьте крепежные болты, снимите генератор.