1 - провод зажигания; 2 - штекер подавления радиопомех; 3 - экранирующее кольцо; 4 - крышка распределителя; 5 - уголек крышки распределителя с пружиной; 6 - наконечники свечей; 7 - свеча зажигания, 20 Нм; 8 - крышка; 9 - клемма 4; 10 - клемма 1 (-); 11 - клемма 15 (+); 12 - катушка зажигания; 13 - бегунок распределителя зажигания; 14 - штекер подключения; 15 - распределитель зажигания; 16 - прокладка; 17 - шина для VEZ, KE-Jetronic; 18 - клемма; 19 - крепежный болт, 25 Нм; 20 - штекер подключения; 21 - штуцер подключения. Для вакуумопроводов от корпуса дроссельной заслонки. Имеется только у двигателей с обозначением "PS"; 22 - прибор управления - VEZ. За обивкой в отсеке ног впереди справа; 23 - болт.
Внимание: усилие затяжки имеет значение для работы датчика детонации. Усилие затяжки для резьбы М6: 10 Нм; для М8: 13 Нм.
24 - датчик детонации. На блоке двигателя; 25 - оконечный каскад; 26 - контрольная лампа электроники двигателя
Электронная система VEZ — это транзисторная система зажигания с электронным прибором управления. Прибор управления служит для формирования сигнала зажигания в поле ряда параметров. В системе TSZ регулировка момента зажигания осуществляется механическим и вакуумным регуляторами.
В электронно-управляемой системе зажигания оптимальный момент зажигания определяется в зависимости от существующих в данный момент условий эксплуатации автомобиля. Исходными параметрами являются число оборотов двигателя, температура двигателя и его нагрузка (давление всасывания, положение дроссельной заслонки). Эти параметры характеризуют состояние двигателя в данный момент. При одном и том же числе оборотов двигателя, (предположим 4000 об/мин.) существует разница при подъеме автомашины в гору, или при движении с горы.
Необходимая для работы характеристика системы зажигания двигателя определяется при проведении испытания двигателя на стенде, и, в дальнейшем, уточняются при опытной езде автомобиля. Оптимальная характеристика, обеспечивает оптимальное потребление топлива, состав отработанных газов и ходовые качества.
В процессе езды блок управления получает информацию от датчиков о числе оборотов двигателя и его нагрузке. На основе имеющейся в блоке управления характеристики системы зажигания, блок управления определяет оптимальный момент зажигания, например, в диапазоне от 10° до 0°, до ВМТ.
На момент зажигания кроме названных параметров, влияют также данные детонационного датчика. Так как потребление горючего снижается с повышением степени сжатия, в современных двигателях стремятся повысить степень сжатия. Однако это может привести к неконтролируемому процессу сгорания смеси, что приводит к детонационным явлениям.
С течением времени детонационные стуки могут привести к повреждения двигателя. Для исключения этого необходим детонационный датчик. В его задачу входит определение возникновения детонации, что является предпосылкой для измерения момента зажигания в сторону запаздывания. Детонационный датчик находится на блоке цилиндров и связан электрическим поводом с блоком управления зажиганием. При выходе из строя датчиков, информирующих блок управления о состоянии двигателя, это может отрицательно сказаться на его работе, вызвав снижение мощности двигателя и повышения расхода топлива. Однако серьезных повреждений двигателя это не вызовет, если неисправность будет быстро устранена.