Общая информация
Внимание: Попытки самостоятельного вмешательства в функционирование электронных систем, а так же их ремонта гарантированно приведут к отказу систем! Все работы ТО и ремонта должны выполняться только на фирменных СТО, специально подготовленным для этого персоналом с использованием соответствующего настроечного и диагностического оборудования!
Штатная комплектация всех рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей предусматривает установку системы антиблокировки тормозов, тормозной усилитель и систему распределения тормозных усилий. Кроме того, в зависимости от комплектации может устанавливаться еще нескольких электронных систем управления торможением. Все системы тесно связаны между собой и дополняют одна другую.
Система антиблокировки тормозов (ABS) предотвращает преждевременную блокировку колес во время торможения за счет модуляций давления гидравлической жидкости в каждом из тормозных механизмов. Благодаря этому почти в 2 раза повышается эффективность торможения и сокращается тормозной путь. Кроме того, отсутствие полной блокировки колес обеспечивает сохранение управляемости автомобиля. На моделях Vectra-C/Signum в ABS интегрированы функции управления экстренным торможением.
Электронная система распределения тормозных усилий (EBD) контролирует тормозное усилие на задней оси и в зависимости от нагрузки на ось изменяет давление в тормозных контурах.
Антипробуксовочная система (Traction Control - ТС) препятствует пробуксовке ведущих колес при резком нажатии педали газа, например, во время движения по дороге с влажным покрытием. При возникновении пробуксовки колес система ТС принудительно снижает мощность двигателя и при необходимости притормаживает соответствующее колесо, - при этом на панели приборов активируется индикатор ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия (см. Главу «Органы управления и приемы эксплуатации», Раздел 16).
Противозаносная система (ESP) наряду с ABS снижает риск неконтролируемого заноса, как во время торможения автомобиля, так и при совершении различного рода маневров и поворотов. ESP функционирует в паре с антипробуксовочной системой (ТС).
При прохождении поворотов на высокой скорости или при резких маневрах автомобиля датчики ESP снимают информацию об угле поворота рулевого колеса и скорости поворота автомобиля. В случае возникновения опасности заноса и неустойчивом положении автомобиля посредством торможения отдельных колес и регулировки мощности двигателя выбирается оптимальный режим движения, и автомобиль стабилизируется при движении по выбранной траектории - на панели приборов активируется соответствующий индикатор.
Внимание: Электронные системы улучшают управляемость и тормозные свойства автомобиля, но не смогут предотвратить столкновения при неосторожном и опасном вождении! Не допускайте небрежности в управлении, полагаясь на вспомогательные системы, - ответственность за безопасность движения полностью лежит на водителе!
Указания по эксплуатации автомобилей, оборудованных электронными системами
Внимание: Перед проведением электросварочных работ необходимо отсоединять разъем электропроводки от блока управления электронными системами - отсоединение должно производиться только при выключенном зажигании! Будьте осторожны при выполнении покрасочных кузовных работ - даже кратковременный нагрев блока управления выше +80'С приведет к выходу его из строя!
Особенности управления автомобилем с использованием систем электронного управления приведены в Главе «Органы управления и примы эксплуатации».
Встроенная контрольная система отключает электронное управление торможением при возникновении какого-либо дефекта или неисправности в электрических схемах (например, обрыв кабеля) или при слишком низком напряжении питания (напряжение аккумуляторной батареи ниже 10 В). В некоторых случаях отключение происходит при обнаружении дефектов ходовой части и подвески автомобиля, влияющих на корректную работу тормозной системы. При отключении систем электронного управления рабочая тормозная система продолжает функционировать в обычном режиме. Отключение подтверждается активацией соответствующего индикатора на панели приборов (режимы активации индикаторов, контрольных ламп и предупредительных сообщений описаны в соответствующих разделах Главы «Органы управления и приемы эксплуатации»). Наиболее частой причиной отказов является падение напряжения в бортовой электросети автомобиля или обрыв проводки - проверьте надежность крепления проводов на клеммах аккумуляторной батареи, целостность соединительных линий датчиков. Если лампы загораются в начале движения и через некоторое время снова гаснут это указывает на то, что напряжение аккумуляторной батареи сначала было слишком мало, а затем повысилось результате зарядки при работе генератора - при первой же возможности проверьте состояние аккумуляторной батареи и подзарядите ее в стационарных условиях.
Все остальные проверки электронных систем должны проводиться на СТО при помощи диагностического оборудования.