Условия работы машинного масла
При эксплуатации автомобиля моторное масло работает в постоянно меняющихся условиях. Поэтому чрезвычайно трудно точно определить влияние отдельных факторов на эффективность масла. В двигателях, работающих долгое время на высоких оборотах или при полной нагрузке, масло нагревается до высокой температуры. Под влиянием высоких температур и воздействием атмосферного кислорода масло начинает окисляться. Продукты окисления приводят к повышению плотности масла и могут откладываться в виде налета на верхней поверхности цилиндров, в канавках уплотнительных колец и на стержнях клапанов. Это может привести к образованию нагара на тарелках клапанов.
Если в цилиндры подается переобогащенная смесь, а двигатель редко работает (или вообще не работает) на полной нагрузке либо не достигает нормальной рабочей температуры (например, при езде по городу), то в результате получается неполное сгорание горючей смеси. Сажа, масляный нагар, несгоревшее топливо и сконденсировавшаяся влага образуют отложения, кислоты и смолы. Несгоревшее топливо конденсируется на холодных стенках цилиндров и стекает в масляный картер, смывая с поверхности цилиндров и поршней тонкую масляную пленку. Вследствие этого ухудшается смазка рабочих поверхностей поршней и происходит разжижение масла, что ухудшает его смазочную способность.
При чрезмерном разжижении масла может потребоваться его замена раньше положенного срока. Поскольку при быстрой езде (при горячем двигателе) бензин из масла испаряется, то зимой рекомендуется чаще проверять уровень масла в двигателе (большее количество запусков холодного двигателя — большее количество бензина в масле).
Вязкость масла
Вязкость характеризует текучесть масла. Она изменяется в зависимости от температуры окружающего воздуха. При нагревании масло становится более текучим. Это ухудшает его способность к адгезии и устойчивость масляной пленки при увеличении давления. При охлаждении масло густеет, т.е. уменьшается его текучесть и возрастает внутреннее трение. Из-за этого свойства необходимо использовать моторное масло с такой вязкостью, которая при изменении температуры меняется в наименьших пределах.
При запуске холодного двигателя масло должно быть в достаточной степени жидким для того, чтобы чрезмерно не перегружать двигатель и чтобы после запуска оно быстрее проникло во все смазывающиеся места.
Вязкость масла равнозначна его внутреннему трению и обозначается единицами SAE (Society of Automotive Engineers - Ассоциация автомобильных инженеров), например, SAE 30, SAE 10 и т.д. Высокий показатель SAE означает, что масло густое, низкий — характеризует более жидкое масло. Тем не менее, вязкость сама по себе еще не дает информации о смазочных свойствах масла.
Всесезонное масло
Во всех двигателях автомобилей Opel Vectra/Calibra рекомендуется использовать всесезонные масла. Преимущество всесезон-ных масел состоит в том, что их не нужно заменять в связи с переменой поры года (лето, зима). Эти масла выпускаются на базе жидкого сезонного масла (например, 15W). В нагретом состоянии масло стабилизируется так называемыми загустителями, что дает соответствующие смазочные свойства при любых температурах окружающего воздуха. Если используется всесезонное масло, то следует выбирать современные масла с большим диапазоном вязкости (например, 15W40, 15W50).
Масла с улучшенными смазочными свойствами
Масла с улучшенными смазочными свойствами представляют собой всесезонные масла, в которых, помимо прочих добавок, имеются вещества, уменьшающие коэффициент трения, что приводит к уменьшению расхода топлива. При их производстве требуются специальные исходные компоненты (синтетические масла).
Области применения масел различной вязкости: А - сезонные масла; В - всесезонные масла; С - всесезонные масла с улучшенными смазочными свойствами
Поскольку границы использования масел соседних классов SAE перекрываются между собой, при подборе масла можно не обращать внимания на кратковременные колебания температуры. Если нужно долить масло, а находящееся в двигателе масло больше не соответствует температуре наружного воздуха, то допустимо смешивать друг с другом масла разных классов вязкости.
Внимание! Дополнительные присадки любого типа не разрешается примешивать ни к маслам, ни к топливу!
Характеристика моторного масла
В современных двигателях допустимо использование только масел с качеством HD. Это - облагороженные масла, смазочные свойства которых значительно улучшены путем добавления различных химически активных добавок. Эти добавки обеспечивают антикоррозионную защиту смазываемых деталей, увеличивают устойчивость масла к окислению, уменьшают образование осадков внутри двигателя, имеют более стабильную вязкость, а также обладают моющими и растворяющими свойствами. Моющие и растворяющие добавки не только уменьшают образование в двигателе осадков (отложений), но и одновременно обладают способностью растворять их и рассеивать вместе с другими загрязнениями, что позволяет удалять эти загрязнения при замене масла.
Качество моторного масла обозначается в соответствии с системой API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти). Обозначение состоит из двух букв. Первая буква обозначает область применения (S (Service) - для бензиновых двигателей. С (Commercial) — для дизельных). Вторая буква характеризует качество масла (в алфавитном порядке). В соответствии с системой API самое высокое качество имеет масло SH для бензиновых двигателей и CF для дизельных двигателей.
Внимание! Моторные масла с качеством CF, которые предназначены для дизельных двигателей, непригодны для бензиновых.
Существуют масла, которые могут использоваться в двигателях обоих типов. В этом случае на емкости с маслом указываются два обозначения (например, SG/CD).
Для автомобилей Opel Vectra/Calibra с бензиновым двигателем должны использоваться масла API SG или SH, а с дизельным — CD.
Европейские изготовители масел используют систему обозначений ССМС. Она используется европейскими производителями двигателей и приобретает все большую популярность. Масла для бензиновых двигателей в зависимости от качества имеют обозначения от G1 до G5, а для дизельных — PD1 и PD2.
Для своих бензиновых двигателей фирма Opel рекомендует использовать всесезонные масла с качеством не ниже G4. Класс G5 составляют всесезонные масла с улучшенными смазочными свойствами и низкой вязкостью. Оба класса приблизительно соответствуют классу API SF, обеспечивая удовлетворение дополнительных европейских требований. Рекомендуемое фирмой Opel для дизельных двигателей масло ССМС PD2 имеет несколько более высокое качество, чем масло CD по системе API.
Потребление масла двигателем
Под потреблением масла в двигателе внутреннего сгорания понимается количество масла, расходуемое двигателем в процессе работы. Не следует под потреблением масла понимать то его количество, которое вытекает через неплотности в соединениях (т.е. утечки).
Моторное масло расходуется при сгорании топлива в цилиндрах (незначительное количество) и уносится вместе с продуктами сгорания и износа. Масло расходуется также в результате действия в двигателе высокой температуры и давления. На потребление масла влияют условия эксплуатации автомобиля, а также износ деталей двигателя. В нормальных условиях эксплуатации потребление масла настолько незначительно, что в промежутке между двумя его заменами либо требуется одна небольшая доливка, либо вообще не требуется.
Масло обязательно нужно доливать, если его уровень ниже указанного в спецификации.