Общие сведения
Электрическая система двигателя состоит, главным образом, из систем пуска и подзарядки аккумулятора. В связи с тем. что функции этих устройств тесно связаны с двигателем, они описываются отдельно от остальных электрических устройств автомобиля, таких как световые приборы, приборная панель и т.д. (которые описаны в главе 12). Описание системы зажигания двигателей дано в главе 5Б.
Электрическая система автомобиля 12-вольтовая, с "минусом" на массе.
На всех моделях установлен необслуживаемый или малообслуживаемый аккумулятор, который заряжается от генератора переменного тока с выпрямителем. Генератор приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала.
Стартер двигателя с предварительным зацеплением, которое осуществляется с помощью встроенного электромагнитного тягового репе. При запуске тяговое реле вводит приводную шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика прежде, чем на стартер подается возбуждение. Как только двигатель заработал, муфта свободного хода предотвращает вращение ротора стартера от двигателя, пока ведущая шестерня не выйдет из зацепления с маховиком.
Отрицательная клемма аккумулятора соединена с кузовом. Для повышения надежности электрических цепей двигатель и электромонтажный блок соединены с кузовом дополнительными шинами заземления (рис. 1.1. а, б).
Меры предосторожности
Более подробно об устройстве и обслуживании различных систем будет сказано в соответствующих параграфах этой главы. Хотя в книге приведено описание некоторых ремонтных процедур,обычный способ ремонта — это замена неисправного элемента. Владельцу, не желающему ограничиться простой заменой элементов, рекомендуется приобрести книгу "Automobile Electrical £ Electronic Systems Manual ("Электрическое и электронное оборудование автомобиля") издательства Haynes Publishing. В продаже имеется русский перевод этой книги.
Предупреждение! При работе с электрической системой двигателя необходимо соблюдать меры предосторожности. чтобы не повредить полупроводниковые приборы (диоды и транзисторы) и не причинить вред себе. В дополнение к мерам предосторожности, перечисленным в разделе "Безопасность — прежде всего!", при работе с электрической системой соблюдайте следующие правила.
Перед началом работы с электрической системой всегда снимайте кольца, часы, и т.д. Даже при отключенном аккумуляторе может произойти разряд какого-нибудь конденсатора через имеющийся у Вас металлический предмет на массу. Это может вызывать шок или тяжелый ожог.
Не перепугайте клеммы аккумулятора: можно серьезно повредить такие компоненты, как генератор, электронные схемы и другие элементы, в состав которых входят полупроводниковые приборы.
Если двигатель необходима запустить от внешнего аккумулятора, пользуйтесь для соединения с внешним аккумулятором специально предусмотренными для этой цели клеммами (см. "Пуск двигателя от постороннего аккумулятора"). Так же нужно подключать к аккумулятору и внешнее зарядное устройство.
Никогда не отключайте клеммы аккумулятора, генератор, любые провода или контрольное оборудование во время работы двигателя.
Не позволяйте двигателю вращать генератор, когда генератор не подключен.
Никогда не "проверяйте" работу генератора, закорачивая его вывод на массу.
Никогда не пользуйтесь омметром с ручным генератором для проверки электрических цепей.
При работе с электрической системой всегда отключайте отрицательную клемму аккумулятора от массы.
Перед использованием электросварочного оборудования на автомобиле отсоедините аккумулятор, генератор и компоненты типа блока электронного управления впрыском топлива / зажиганием, чтобы уберечь их от риска повреждения.
Если на автомобиле установлена автомагнитола с защитой от краж, имейте в виду следующее. Если прервать подвод питания к автомагнитоле. включается система защиты. Даже если питание немедленно восстановить, блок не будет работать, пока не будет введен правильный код зашиты. Поэтому, если Вы не знаете код защиты, не отключайте аккумулятор и не снимайте магнитолу с автомобиля. Во избежание неожиданностей, прочтите в Приложении раздел "Аудиосистема с защитой от краж".