Блок электронного управления
1. Отсоедините отрицательный провод аккумулятора.
Примечание. Отключение аккумулятора приведет к исчезновению из памяти БЭУ всех кодов неисправностей. Рекомендуется перед отключением аккумулятора проверить наличие кодов с помощью специального диагностического оборудования. Возложите эту работу на дилера или на специалиста, который располагает таким оборудованием.
2. В левом углу моторного отделения выверните четыре винта и снимите крышку электромонтажного блока (рис. 12.2).
3. Отсоедините от БЭУ вилки разъемов и вытащите его из электромонтажного блока (рис. 12.3,а, б).
4. Установка выполняется в обратной последовательности.
Примечание. Если БЭУ был заменен, его необходимо закодировать с помощью специального оборудования. Поручите эту работу дилеру BMW или специалисту, располагающему таким оборудованием. После подключения аккумулятора совершите на автомобиле поездку протяженностью в несколько километров, чтобы БЭУ "выучил" все предварительные установки. Если и после этого двигатель работает с перебоями, дилер или специалист может изменить начальные установки.
Топливная рампа и форсунки
Внимание! Перед началом этой работы прочтите предостережения о параграфе 1.
5. Сбросьте давление в топливной системе (см. параграф 8), затем отсоедините отрицательный провод аккумулятора.
Двигатель M43TU
Примечание. При установке надо заменить уплотнительные кольца форсунок.
6. Снимите верхнюю секцию впускного коллектора, как указано в параграфе 13.
7. На топливной рампе ослабьте хомут и отсоедините шланг возврата топлива, затем отверните гайку штуцера и отсоедините напорную топливную магистраль (рис. 12.7,а, б). Приготовьтесь к тому, что из отверстий польется топливо и примите меры предосторожности. Заткните отверстия в рампе и в трубках, чтобы в систему не ползла грязь.
8. Отсоедините от регулятора давления 8 рампе вакуумный шланг.
9. Отсоедините электропроводку от форсунок и снимите жгут проводов форсунок, освободив его от креплений.
10. Выверните два болта, которыми рампа закреплена на выпускном коллекторе (рис. 12.10).
11. Аккуратно снимите рампу вверх, чтобы форсунки вышли из коллектора, затем снимите рампу вместе с форсунками с двигателя.
12. Для отделения форсунок от топливной рампы выполните следующие действия.
- а) Вытащите отверткой металлический фиксатор форсунки (рис. 12.12).
- б) Вытащите форсунку из топливной рампы.
13. Перед установкой форсунок замените все уплотнительные кольца, независимо от их состояния (рис. 12.13).
14. Убедитесь в том, что под нижними уплотнительными кольцами форсунок установлены пластмассовые шайбы.
15. Смажьте уплотнительные кольца небольшим количеством технического вазелина или трансмиссионным маслом 90 SAE.
16. Вставьте форсунки в топливную рампу и закрепите их фиксаторами. Форсунки должны быть вставлены так. чтобы после установки на место рампы их электрические разъемы оказались сверху.
17. Установите на место рампу с форсунками, следя за тем. чтобы форсунки вошли в свои отверстия в коллекторе.
18. Остальная установка выполняется в последовательности, обратной снятию. Установите верхнюю секцию впускного коллектора, как указано в параграфе 13. Заполните систему топливом (вставьте предохранитель топливного насоса и включите зажигание). Перед пуском двигателя проверьте, нет ли утечек топлива.
Двигатель N42
19. Выверните две гайки, приподнимите передний край пластмассовой крышки над двигателем и вытяните ее вперед.
20. В задней части моторного отделения снимите крышку салонного фильтра, повернув на 90° против часовой стрелки ее фиксаторы. Вытащите фильтр из корпуса.
21. Отстегните фиксаторы и извлеките из короба провода (рис. 12.21).
22. Выверните четыре винта и вытащите вперед корпус салонного фильтра (рис. 12.22).
23. В левом заднем углу моторного отделения стяните уплотнитель, поверните два фиксатора и сдвиньте немного вперед панель облицовки (рис. 12.23).
24. Выверните два винта и снимите входной воздуховод отопителя (рис. 12.24).
25. Нажмите внутрь фиксирующую втулку и отсоедините от топливной рампы трубопровод подачи топлива. Приготовьтесь к тому, что из отверстий потечет топливо и примите соответствующие меры предосторожности. Заткните отверстия пробками, чтобы в систему не попала грязь (рис. 12.25).
26. Отцепите трос, отверните две гайки крепления кронштейна к головке цилиндров, затем выверните два болта крепления топпивной рампы и снимите рампу вместе с форсунками (рис. 12.26).
27. Отсоедините от форсунок электропроводку. При необходимости, разрежьте хомуты крепления жгута проводов и освободите от них топливную рампу (рис. 12.27).
28. Извлеките фиксаторы и вытащите форсунки из рампы (рис. 12.28).
29. Смажьте уплотнительные кольца форсунок небольшим количеством технического вазелина или безкислотной консистентной смазкой.
30. Вставьте форсунки в топливную рампу и закрепите их фиксаторами.
31. Остальная установка выполняется в последовательности, обратной снятию.
Двигатель M52TU
32. Выполните действия, указанные в п.п. 20-24.
33. Вытащите заглушки, выверните винты и снимите крышку над форсунками (см. рис. 12.44).
34. Отсоедините от регулятора давления топлива вакуумный шланг.
35. Разъедините электрический разъем датчика температуры воздуха на входе и снимите с форсунок короб с проводами.
36. Пометьте два разъема датчиков кислорода. чтобы не перепутать их при установке, разъедините разъемы и освободите их от фиксаторов.
37. Пометьте напорный и возвратный трубопроводы и отсоедините их от рампы.
38. Выверните четыре винта и снимите топливную рампу вместе с форсунками (см. рис. 12.48).
39. Для отделения форсунок от топливной рампы выполните следующие действия.
- а) Извлеките отверткой фиксаторы форсунок.
- б) Вытащите форсунки из рампы.
40. Смажьте уплотнительные кольца форсунок небольшим количеством технического вазелина или безкислотной консистентной смазкой.
41. Вставьте форсунки в топливную рампу и закрепите их фиксаторами.
42. Остальная установка выполняется в последовательности, обратной снятию.
Двигатель М54
43. Выполните действия, указанные в п.п. 20-24.
44. Вытащите заглушки, выверните винты и снимите крышку над форсунками (рис. 12.44).
45. Пометьте два разъема датчиков кислорода. чтобы не перепутать их при установке, разъедините разъемы и освободите их от фиксаторов.
46. Разъедините электрический разъем датчика температуры воздуха на входе, разъем электромагнита регулятора фаз газораспределения VAN0S и снимите с форсунок короб с проводами (рис. 12.46,а-в).
47. Отсоедините от рампы шланг подачи топлива (рис. 12.47).
48. Выверните четыре винта и снимите топливную рампу вместе с форсунками (рис. 12.48).
49. Для отделения форсунок от топливной рампы выполните следующие действия.
- а) Извлеките отверткой фиксаторы форсунок.
- б) Вытащите форсунки из рампы.
50. Смажьте уплотнительные кольца форсунок небольшим количеством технического вазелина или безкислотной консистентной смазкой.
51. Вставьте форсунки в топливную рампу и закрепите их фиксаторами.
52. Остальная установка выполняется в последовательности, обратной снятию.
Регулятор давления топлива
Внимание! Перед началом этой работы прочтите предостережение в параграфе 1.
53. Сбросьте давление в топливной системе (см. параграф 8), затем отсоедините отрицательный провод аккумулятора.
Двигатель M43TU
Примечание. Для установки потребуются новые уплотнительные кольца.
54. Отсоедините от регулятора вакуумный шланг (рис. 12.54).
55. Для улучшения доступа отсоедините от крышки головки цилиндров шланг вентиляции картера.
56. Запомните положение патрубка вакуумного шланга на регуляторе, чтобы в дальнейшем установить его в том же положении.
57. Чтобы обеспечить достаточное пространство для снятия регулятора, удалите с головки цилиндров такелажную проушину.
58. На моделях, где регулятор крепится кронштейном, привернутым гайкой, отверните гайку и снимите кронштейн.
59. На моделях, где регулятор крепится фиксатором, извлеките фиксатор.
60. Поворачивая регулятор, вытащите его из рампы. Регулятор трудно вытащить из рампы из-за уплотнительных колец.
61. Перед установкой регулятора в рампу проверьте состояние уплотнительных колец, и при необходимости, замените (рис. 12.61).
62. Установка регулятора выполняется в обратной последовательности.
Двигатель N42
63. На этом двигателе регулятор давления встроен в топливный фильтр.
64. В случае неисправности регулятора замените фильтр в сборе.
Двигатель M52TU
65. Для расширения рабочего пространства снимите с задней стороны моторного отделения входной воздуховод системы отопления и вентиляции следующим образом.
- а) Поверните на 90° против часовой стрелки три фиксатора крышки салонного фильтра и снимите крышку. Вытащите фильтр.
- б) Отстегните фиксаторы короба для прокладки проводов и извлеки те проводку из короба (см. рис. 12.21)
- в) Выверните четыре винта крепления корпуса салонного фильтра и вытащите корпус.
- г) Выверните два винта и вытащите воздуховод вверх (см. рис. 12.24).
66. Снимите крышку с топливной рампы для чего вытащите заглушки и выверните два винта ее крепления.
67. Отсоедините от регулятора давления топлива вакуумный шланг (рис. 12.67).
68. Удалите пружинный фиксатор и вытащите регулятор из топливной рампы, одновременно его вращая.
69. Перед установкой осмотрите уплотнительные кольца и, при необходимости, замените.
70. Установка регулятора выполняется в обратной последовательности с учетом следующих замечаний.
- а) Убедитесь в том. что регулятор вставлен до упора и надежно держится в топливной рампе.
- 6) Надежно закрепите регулятор пружинным фиксатором.
- в) В завершение заполните топливную систему (вставьте предохранитель топливного насоса и включите зажигание. Проверьте потревоженные места на наличие протечек.
Двигатель М54
71. На этих двигателях регулятор давления конструктивно совмещен с топливным фильтром. При неисправности регулятора следует заменить фильтр в сборе.
Датчик расхода воздуха
Двигатель M43TU
Примечание. При сборке, возможно, придется заменить уплотнение датчика.
72. Отсоедините отрицательный провод аккумулятора.
73. Разъедините электрический разъем датчика расхода воздуха (рис. 12.73).
74. Ослабьте хомут и отсоедините воздуховод от датчика расхода.
75. Освободите датчик от фиксаторов и снимите датчик расхода воздуха.
76. Установка датчика выполняется в обратной последовательности. Осмотрите прокладку и, если она повреждена, замените.
Двигатель N42
77. Отсоедините отрицательный провод аккумулятора.
78. Ослабьте хомут и отсоедините от воздухоочистителя входной воздуховод и резонансную камеру.
79. Отверните две гайки и снимите датчик расхода воздуха с воздухоочистителя.
80. Установка выполняется в обратной последовательности.
Двигатель M52TU
Примечание. При сборке, возможно, придется заменить уплотнение датчика.
81. Выключите зажигание. Отсоедините от датчика электрический разъем (см. рис. 12.84).
82. Отсоедините от впускного воздуховода вакуумный шланг, снимите датчик вместе с входным воздуховодом.
83. Установка выполняется в обратной последовательности. Проверьте состояние уплотнения и. при необходимости, замените.
Двигатель М54
Примечание. При сборке, возможно, придется заменить уплотнение датчика.
84. Выключите зажигание. Отсоедините от датчика электрический разъем (рис 12.84).
85. Отпустите хомут и отсоедините входной воздуховод от датчика. Снимите датчик с воздухоочистителя.
86. Установка выполняется в обратной последовательности. Проверьте состояние уплотнения и. при необходимости, замените.
Датчик положения дроссельной заслонки
Двигатель M43TU
Примечание. При сборке, возможно, придется заменить уплотнительное кольцо.
87. Выключите зажигание.
88. Отсоедините от датчика электрический разъем (рис 12.88).
89. Выверните два винта крепления датчика и снимите его с корпуса дроссельной заслонки.
90. Установка выполняется в обратной последовательности. Проверьте состояние уплотнительного кольца и, при необходимости, замените. Регулировка датчика не обязательна.
Двигатель N42
91. На этом двигателе дроссельная заслонка имеет электрический привод по сигналу датчика положения педали акселератора. Электрический исполнительный механизм поворота дроссельной заслонки выполнен заодно с корпусом заслонки. Снятие корпуса дроссельной заслонки описано в параграфе 11. Датчик положения педали акселератора выполнен заодно с педалью. Снятие педали описано в параграфе 8.
Двигатели M52TU и М54
92. Датчик положения дроссельной заслонки выполнен заодно с корпусом заслонки. Снятие корпуса заслонки описано в параграфе 11.
93. Установка выполняется в последовательности. обратной снятию. Имейте в виду: если установлен новый корпус заслонки с датчиком положения, то все значения параметров, адаптированных к старому корпусу, из памяти БЭУ надо удалить. Выполнить такую работу могут дилер BMW или специалисты фирменной СТО. После удаления старой информации БЭУ определит и запомнит новые параметры в процессе эксплуатации автомобиля.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Двигатель M43TU
94. Датчик расположен на левой стороне головки цилиндров. Частично слейте охлаждающую жидкость и снимите верхнюю секцию впускного коллектора (см. параграф 13).
95. Выверните датчик из головки цилиндров.
96. Установка выполняется в обратной последовательности. Затяните датчик требуемым моментом. Заполните систему охлаждения.
Двигатель N42
97. Датчик расположен на левой стороне блока цилиндров. Частично слейте охлаждающую жидкость.
98. Снимите генератор, как указано в главе 5А.
99. Отсоедините от датчика проводку и выверните датчик из блока цилиндров (рис. 12.99).
100. Установка выполняется в обратной последовательности. Затяните датчик требуемым моментом. Заполните систему охлаждения.
Двигатели M52TU и М54
101. Датчик расположен на левой стороне головки цилиндров, под впускным коллектором. Частично слейте охлаждающую жидкость и снимите впускной коллектор (см. параграф 13).
102. Отсоедините от датчика проводку и выверните датчик из блока цилиндров.
103. Установка выполняется в обратной последовательности. Затяните датчик требуемым моментом. Заполните систему охлаждения.
Датчик положения коленчатого вала
Двигатель M43TU
104. Поднимите передок автомобиля и установите его на надежные опоры. Снимите защиту картера двигателя.
105. Датчик расположен под стартером. Отсоедините от датчика электрический разъем, выверните винт крепления датчика и снимите датчик.
106. Установка выполняется в обратной последовательности. Проверьте состояние уплотнения и, при необходимости, замените.
Двигатель N42
107. Датчик расположен под стартером. Снимите впускной коллектор, как указано в параграфе 13.
108. Отсоедините от датчика электрический разъем, выверните винт крепления датчика и снимите датчик (рис. 12.108).
109. Проверьте состояние уплотнительного кольца и, при необходимости, замените его Установите датчик на место и затяните винт его крепления требуемым моментом.
110. В остальном установка выполняется в последовательности, обратной снятию.
Двигатель M52TU
111. Выполните действия, указанные в п.п. 104-105.
Двигатель М54
112. Поднимите передок автомобиля и установите его на надежные опоры. Снимите защиту картера двигателя.
113. Снимите усилитель между нижними рычагами подвески. Имейте в виду, что при установке усилителя болты его крепления надо заменить.
114. Датчик расположен под стартером. Отсоедините от датчика электрический разъем, выверните винт крепления датчика и снимите датчик.
115. Установка выполняется в последовательности. обратной снятию. При установке усилителя замените болты на новые.
Датчик(и) положения распределительного(ых) вала(ов)
Двигатель M43TU
116. Датчик расположен на верхней крышке цепи привода распределительных валов.
117. Выключите зажигание и разъедините электрический разъем датчика.
118. Для облегчения доступа к датчику выверните болты крепления электромагнитного клапана впрыска вторичного воздуха и кронштейна и сдвиньте их в сторону (рис. 12.118).
119. Выверните болт крепления датчика и снимите его с двигателя (рис. 12.119).
120. Проверьте состояние уплотнительного кольца и. при необходимости, замените.
121. Установите датчик на место и надежно закрепите его болтом.
122. В остальном установка выполняется в последовательности, обратной снятию.
Двигатель N42
123. Датчики расположены на передней стороне головки цилиндров под концами соответствующих распределительных валов. Выключите зажигание.
124. Извлеките два фиксатора и снимите кожух с передней поперечной панели моторного отделения.
125. Разъедините электрический разъем датчика (сожмите выступы фиксаторов) (рис. 12.125).
126. Выверните болт крепления датчика и снимите датчик с двигателя.
127. Установка датчика выполняется в обратной последовательности. Проверьте состояние уплотнения и, при необходимости, замените.
Впускной распределительный вал (двигатели M52TU и М54)
128. Выключите зажигание. Снимите воздухоочиститель (см. параграф 2).
129. Для доступа к датчику отсоедините электрический разъем от электромагнита клапана регулятора фаз газораспределения VANOS и выверните клапан (рис. 12.129).
130. Проследите провода датчика и рассоедините электрический разъем там. где он прикреплен к электромонтажному коробу за генератором.
131. Выверните винт крепления датчика и снимите датчик с головки цилиндров (рис. 12.131).
Выпускной распределительный вал (двигатели M52TU и М54)
132. Выключите зажигание.
133. Разъедините электрический разъем датчика, выверните винт крепления и снимите датчик (рис. 12.133).
134. Установка выполняется в последовательности. обратной снятию. Проверьте состояние уплотнения и, при необходимости, замените его.
Датчик кислорода
135. См. главу 4Б.
Клапан холостого хода
Двигатель M43TU
136. Клапан расположен снаружи на корпусе дроссельной заслонки (рис. 12.136).
137. Выключите зажигание.
138. Разъедините электрический разъем клапана.
139. Отсоедините от клапана вакуумный шланг.
140. Выверните два винта крепления клапана и снимите его с корпуса заслонки
141. Установка выполняется в обратной последовательности. Очистите установочную поверхность клапана. Проверьте состояние уплотнения и. при необходимости, замените его.
Двигатель N42
142. На этом двигателе холостой ход регулируется подъемом и длительностью открытия впускных клапанов, управляемых блоком электронного управления двигателем
Двигатели M52TU и М54
143. Отсоедините отрицательный провод аккумулятора.
144. Клапан холостого хода на этих двигателях расположен под впускным коллектором и над корпусом дроссельной заслонки.
145. Снимите воздухоочиститель (см. параграф 2).
146. Вытащите оболочку троса акселератора из кронштейна на корпусе дроссельной заслонки.
147. Отпустите зажимы и отсоедините воздуховод от корпуса дроссельной заслонки и от клапана холостого хода.
148. Разъедините электрические разъемы клапана холостого хода и клапана управления заслонкой впускного коллектора.
149. Выверните гайку крепления кронштейна троса и два винта крепления кронштейна клапана холостого хода. Снимите клапан с впускного коллектора (рис. 12.149). Прокладку между клапаном и коллектором можно выбросить — для установки нужна новая прокладка.
150. Смажьте новую прокладку консистентной смазкой и наложите ее на впускной коллектор. Установите на место клапан холостого хода, и надежно затяните крепеж опорного кронштейна.
151. В остальном установка выполняется в последовательности, обратной снятию.
Репе топливного насоса
152. Отсоедините отрицательный провод аккумулятора.
153. Снимите перчаточный ящик на стороне пассажира, как указано в параграфе 27 главы 11.
154. Вставьте отвертку с плоским концом в прорезь патрона освещения перчаточного ящика и отожмите патрон наружу. Отсоедините патрон от проводки, как только появится электрический разъем.
155. Выверните пять винтов, извлеките фиксатор и удалите рамку ящика из лицевой панели (при необходимости, дополнительную информацию см. в главе 11).
156. Отсоедините электрические разъемы от главного модуля управления (рис. 12.156).
157. Вытащите реле топливного насоса из репейной платы (рис. 12.157).
158. Установите реле в обратной последовательности.
Главное реле системы управления
159. Выключите зажигание.
160. В левом углу моторного отделения выверните четыре винта и снимите крышку электромонтажного блока (см. рис. 12.2).
161. Вытащите реле из розетки (рис. 12.161).
162. Установка выполняется в обратной последовательности.
Датчик положения педали акселератора
Двигатель N42
163 Датчик положения педали конструктивно объединен с узлом педали. Снятие педали описано в параграфе 6.
Датчик давления во впускном коллекторе
164. Выключите зажигание. Отверните две гайки, приподнимите передний край крышки над двигателем и стяните ее вперед.
165. Отсоедините от датчика вилку электрического разъема, выверните винты крепления датчика и снимите его с коллектора (рис. 12.165).
166. Установка датчика выполняется в обратной последовательности.