У современных переднеприводных автомобилей для привода передних колес применяются полуоси с двумя синхронными шаровыми шарнирами: у ведущего колеса жесткого типа (с угловой степенью свободы), а у силового агрегата универсального типа (с угловой и осевой степенями свободы).
Применяемый на автомобилях привод передних колес компактен и надежен. Его долговечность, при правильной эксплуатации автомобиля, высокая. Это обеспечивается совершенством конструкции шарниров, подбором улучшенных материалов, точностью изготовления деталей, хорошей герметичностью шарниров и применением специальной смазки.
Крутящий момент от коробки передач 3 (рис. 67) на передние колеса передается через правый 1 и левый 2 приводы колес, каждый из которых состоит из двух шарниров равных угловых скоростей, и вала, который у привода левого колеса выполнен из прутка, а у правого — из трубы.
Рис. 67. Привод передних колес: 1 - привод правого переднего колеса; 2 - привод левого переднего колеса; 3 - коробка передач; 4 - хомут чехла.
Наружный шарнир состоит из корпуса 1 (рис. 68), сепаратора 4, внутренней обоймы 3 и шести шариков. В корпусе шарнира и в обойме выполнены канавки для размещения шариков. Канавки в продольной плоскости выполнены по радиусу, что обеспечивает угол поворота наружного шарнира до 42°. Внутренняя обойма насажена на шлицы вала 9 и удерживается на ней стопорным кольцом 2. С другой стороны обоймы в канавку вала установлено упорное кольцо 8. Для защиты внутренней полости шарнира от загрязнения на корпусе шарнира и на валу крепится хомутами 6 и 10 гофрированный защитный чехол 7. Для обеспечения герметичности чехла в местах его крепления на корпусе шарнира выполнены канавки, в которые вдавливается чехол при стягивании хомута. С другой стороны канавки выполнены в самом чехле. Они создают лабиринтное уплотнение. Хомуты изготовлены из стальной ленты, на которой выштампованы три гнезда и один фиксирующий зуб. Два гнезда служат для стягивания хомута специальным приспособлением, в третье заходит фиксирующий зуб хомута. Шлицевой наконечник корпуса шарнира вставляется в ступицу и крепится гайкой.
Рис. 68. Шарниры привода колес: I - наружный шарнир; II — внутренний шарнир;
1 - корпус шарнира; 2 - стопорное кольцо обоймы; 3 - обойма шарнира; 4 - сепаратор; 5 - шарик; 6 - наружный хомут чехла; 7 - защитный чехол шарнира; 8 - упорное кольцо; 9 - вал привода колеса: 10 - внутренний хомут чехла; 11 - стопорное кольцо полуосевой шестерни; 12 - фиксатор внутреннего шарнира; 13 - буфер вала.
Внутренний шарнир отличается от наружного тем, что дорожки под шарики и в корпусе и в обойме 3 выполнены прямыми, а не радиусными, что позволяет деталям шарнира перемещаться в продольном направлении. Это необходимо для компенсации перемещений, вызванных колебаниями передней подвески и силового агрегата. Продольное перемещение обоймы в корпусе шарнира ограничивается с одной стороны проволочным фиксатором 12, с другой — пластмассовым буфером 13. Фиксатор установлен в канавку корпуса шарнира, а буфер в торец вала привода колеса. Шлицевой наконечник корпуса шарнира соединяется с полуосевой шестерней и фиксируется в ней стопорным кольцом 11. Детали шарнира защищены от загрязнения резиновым чехлом 7.
Детали наружного и внутреннего шарниров смазываются смазкой ШРУС-4, которая закладывается в шарниры при сборке и в процессе эксплуатации автомобиля не меняется, если чехлы обеспечивают герметичность шарниров,
В наружном и внутреннем шарнирах устанавливаются шарики одной сортировочной группы. Замена какой-либо одной детали недопустима шарниры заменяются в сборе.