Все места, в которых металлические детали скользят друг подругу, должны постоянно снабжаться маслом. К таким деталям относятся, например, поршни, рабочие поверхности цилиндров, подшипники коленчатого и распределительного вала. Без смазки двигатель разрушился бы в течение нескольких минут.
Чтобы выполнить свою задачу, масло в блоке цилиндров протекает через систему трубопроводов и тонких отверстий и попадает туда, где оно необходимо.
Важную роль в циркуляции масла играет масляный насос. Масляный насос через маслозаборную трубку всасывает моторное масло из поддона и нагнетает его в трубопроводы. Перед этим масло проходит через масляный фильтр, который установлен в основной магистрали. Фильтр отфильтровывает различные загрязнения, например, сажу, металлические продукты истирания и пыль.
На нагнетательной стороне насоса находится предохранительный клапан. При слишком высоком давлении этот клапан открывается, и часть масла стекает обратно в масляный поддон.
Через осевую линию фильтровального патрона отфильтрованное масло попадает прямо в напорную смазочную линию. В напорной смазочной линии имеется манометрический масляный выключатель, который посредством сигнализатора на панели приборов предупреждает водителя о слишком низком давлении масла.
Схема циркуляции масла показывает, что кроме подшипников коленчатого вала масло смазывает еще целый ряд деталей: 1 - смазочный канал головки блока цилиндров, 2 - напорная магистраль, 3 - разбрызгивание масла для охлаждения поршней, 4 - магистральный масляный фильтр, 5 - масляный радиатор
Своевременно меняйте масляный фильтр
Масляный фильтр выполняет свои функции лишь до тех пор, пока он не будет засорен. Поэтому фильтр нужно менять при каждой замене масла. Если фильтр своевременно не меняется, то срабатывает предохранительный клапан. Клапан открывается, и моторное масло идет в обход фильтра. Это обеспечивает снабжение двигателя маслом, однако нефильтрованное масло вызывает большой износ опорных участков.
Из фильтра масло через отверстия в блоке цилиндров попадает к смазочным точкам коленчатого вала и шатунов. Из подшипников скольжения коленчатого вала масло выдавливается в головку блока цилиндров и к опорным участкам распределительного вала, а также к коромыслам клапанного привода. Оттуда масло через обратные каналы сливается в масляный поддон, где оно снова всасывается насосом.