Проверка системы впрыска топлива требует наличия достаточно сложных и дорогих контрольно-измерительных приборов. По этой причине самостоятельное выполнение большинства типов проверок системы автолюбителю не по силам. Вместе с тем, некоторые проверки автовладелец может выполнить собственными силами.
Блок управления системой впрыска невозможно проверить с помощью тех приборов, которые имеет в своём распоряжении автолюбитель. Как показывает практика, блок управления редко является причиной отказа двигателя. Куда больше проблем доставляют всевозможные датчики и выключатели.
1. Убедитесь, что предохранители 21 и 27 системы впрыска топлива в норме.
2. Проверьте реле защиты от перенапряжений на блоке дополнительных реле слева под приборной панелью.
3. Проверьте топливную систему.
4. Осмотрите все детали системы впрыска топлива и особенно состояние и крепление топливных шлангов.
5. Проверьте состояние и герметичность всех шлангов подачи воздуха. При негерметичности шланга происходит подсос дополнительного воздуха, который не учитывается системой.
6. Осмотрите соединительные штекеры. Чувствительные контакты штекеров не должны быть сломаны или погнуты. Их нельзя зачищать. Для увеличения проводимости обрызгайте контакты аэрозольным составом для штекерных контактов.
Если в результате не будет найден источник неисправности, то по порядку проверьте функционирование всех деталей системы. Мы рекомендуем обратиться в мастерскую для распечатки зарегистрированных системой самодиагностики неисправностей, прежде чем приступать к проверке деталей системы. Это надлежит сделать до отсоединения аккумулятора.
Внимание! Прежде чем отсоединить любой штекер системы впрыска, выключите зажигание. В противном случае при отсоединении штекера могут возникнуть пики напряжения, которые опасны для блока управления.
Если система питания полностью не работает, то в первую очередь проверьте предохранители №№ 21 и 27, а также реле защиты от перенапряжений.
Температурные датчики
7. Отсоедините многоконтактный штекер датчика температуры впускаемого воздуха на расходомере воздуха.
8. Подсоедините омметр к контактам 1 и 4 расходомера воздуха (см. иллюстрацию).
9. Отсоедините штекер датчика температуры охлаждающей жидкости.
10. Подсоедините омметр к контактам датчика температуры охлаждающей жидкости (см. иллюстрацию).
11. Отсоедините штекер датчика температуры во впускном коллекторе. Датчик находится в передней правой части моторного отсека в воздухо-направляющем патрубке интеркулера и впускного коллектора.
12. Подсоедините омметр к контактам датчика (см. иллюстрацию).
13. Отсоедините штекер круглой формы на задней стенке моторного отсека. Это штекерный разъем проводов питания ТНВД.
14. Подсоедините омметр к контактам 5 и 6, через которые подаётся питание к датчику температуры топлива.
15. Сравните полученные при измерениях показания всех температурных датчиков с данными на диаграмме. Полученные значения для датчиков на текущий момент должны находиться в пределах широкой кривой на диаграмме (см. иллюстрацию). Если это так, то датчики в норме.
Расходомер объема воздуха (автомобили с механической коробкой передач выпуска до конца 1993 г.)
16. Высвободите многоконтактный штекер на расходомере объема воздуха, сдвинув резиновую манжету. Сам штекер не отсоединяйте (см. иллюстрацию).
Нумерация контактов справа налево от 5 до 1.
17. Подсоедините для проверки питания вольтметр к контактам 2 и 3.
18. Включите зажигание и считайте показание вольтметра. Номинальное значение составляет около 5 В. Если это значение не достигается, то на линии питания расходомера от блока управления имеется неисправность.
19. Подсоедините вольтметр для проверки сигнала потенциометра расходомера к контактам 2 и 4.
20. Запустите двигатель и считайте показание вольтметра. На холостом ходу напряжение сигнала должно составлять 0,5-1,5 В.
21. Увеличьте число оборотов и следите за показаниями вольтметра. Напряжение сигнала должно возрастать по мере увеличения количества оборотов. Максимальное значение 4,5 В достигается при максимальном числе оборотов двигателя. Если напряжение сигнала потенциометра не увеличивается пропорционально количеству оборотов двигателя или же оно падает, то расходомер объема воздуха неисправен.
Расходомер массы воздуха (автомобили выпуска с конца 1993 г.)
Эти измерения касаются только автомобилей с автоматической коробкой передач и автомобилей выпуска с конца 1993 г., когда началась серийная комплектация системой впрыска топлива нового поколения.
Расходомер массы воздуха можно проверить только в условиях мастерской. Автолюбитель может проверить лишь входящие сигналы (см. иллюстрацию 11.0).
22. Отсоедините штекер расходомера массы воздуха.
23. Проверьте напряжение на контактах штекера при включенном зажигании (см. иллюстрацию).
В нижеприведенной таблице указаны номинальные значения, которые должны быть получены при измерении напряжения на контактах штекера расходомера массы воздуха. Если полученные значения меньше указанных, то проверьте провода питания блока управления или поступление питания на блок.
Датчик подъема иглы форсунки
24. Отсоедините штекер датчика на задней стенке моторного отсека (см. иллюстрацию).
25. Подсоедините высокоточный омметр к контактам штекера. Показания омметра должны составлять 90-110 Ом. Если полученные показания находятся вне указанных значений, го датчик высоты подъема иглы форсунки подлежит замене.
Датчик количества оборотов и ВМТ двигателя
26. Отсоедините штекер датчика на задней стенке моторного отсека.
27. Подсоедините высокоточный омметр к контактам штекера. Показания омметра должны составлять примерно 1 кОм. Если это не так, то датчик количества оборотов и ВМТ двигателя подлежит замене.
Датчик давления во впускном коллекторе (автомобили выпуска до 1993 г.)
28. Отсоедините держатель датчика на задней стенке моторного отсека с правой стороны, чтобы обеспечит доступ к датчику (см. иллюстрацию).
29. Отсоедините штекер датчика давления во впускном коллекторе.
30. Подсоедините вольтметр к обоим боковым контактам, идущим к датчику.
3.1 Включите зажигание и считайте показания вольтметра. Номинальное значение составляет примерно 5 В. Если вольтметр показал меньшее значение, то на линии питания датчика от блока управления имеется неисправность.
32. Подсоедините штекер и сместите резиновую манжету, закрывающую штекер.
33. Подсоедините штекер к высвободившимся контактам, к которым ведут провода с коричнево-белой и желто-белой изоляцией.
34. Запустите двигатель и медленно увеличивайте его обороты. Одновременно должно увеличиваться и напряжение, регистрируемое вольтметром. Если стрелка вольтметра не отклоняется, то датчик давления во впускном коллекторе неисправен.
Датчик положения педали акселератора
35. Снимите накладку в пространстве для ног водительского места под приборной панелью (см. иллюстрацию).
36. Отсоедините штекер датчика положения педали акселератора.
37. Подсоедините высокочувствительный омметр к следующим контактам датчика:
- к клеммам 1 и 3. Омметр должен показать 0,8-1,4 кОм
- к клеммам 2 и 3. Омметр должен показать 0,8-1,4 кОм
- к клеммам 4 и 3 (только автомобили с механической коробкой передач выпуска до конца 1993 г.). Омметр при отпущенной педали акселератора должен показать 0,8-1,2 кОм, а при полностью нажатой — знак бесконечность.
- к клеммам 4 и 6 (только автомобили с механической коробкой передач выпуска с конца 1993 г. и автомобили с автоматической коробкой). Омметр при отпущенной педали акселератора должен показать 0,8-1,2 кОм, а при полностью нажатой — знак бесконечность.
- к клеммам 5 и 6 (только автомобили с автоматической коробкой передач). Омметр при отпущенной педали акселератора должен показать оо Ом, а при полностью нажатой — 0,8-1,2 кОм.
Если показания омметра не совпадают с названными, то датчик положения педали акселератора неисправен и подлежит замене.
Датчик начала впрыскивания
38. Отсоедините штекер датчика, расположенный на ТНВД (см. иллюстрацию).
39. Подсоедините вольтметр к обоим боковым контактам 1 и 3 (см. иллюстрацию 11.38).
40. Включите зажигание и считайте показание вольтметра. Номинальное значение равно напряжению аккумулятора (примерно 12 В). Если показание вольтметра иное, то на линии питания со стороны блока управления неисправность.
41. Подсоедините к контактам колодки штекера 2 и 3 высокочувствительный омметр. Он должен зарегистрировать 14-18 Ом. В противном случае датчик начала впрыска топлива необходимо заменить.
Регулятор подачи топлива
42. Отсоедините круглый многоконтактный штекер на задней стенке моторного отсека (см. иллюстрацию)
43. Подсоедините вольтметр к контакту 7 линии проводов у блоку управления и «массу».
44. Включите зажигание и считайте показание вольтметра. Номинальное значение равно напряжению аккумулятора (примерно 12 В). Если показание вольтметра иное, то на линии питания неисправность. Проверьте реле защиты от перенапряжений.
45. Подсоедините высокочувствительный омметр к следующим контактам колодки штекера:
- контактам 4 и 7 (автомобили с механической коробкой передач выпуска до конца 1993 г.);
- контактам 3 и 7 (автомобили с механической коробкой передач выпуска с конца 1993 г. и автоматической коробкой).
В обоих случаях омметр должен показать 0,4-1,1 Ом. Если показания омметра находятся вне названных значений, то регулятор подачи топлива необходимо заменить.
Потенциометр перемещения регулирующего золотника. Автомобили с механической коробкой передач выпуска до конца 1993 г.
46. Отсоедините круглый многоконтактный штекер на задней стенке моторного отсека (см. иллюстрацию 11.42).
47. Выполните измерение 1. Подсоедините вольтметр к контакту 2 штекера («масса»).
48. Включите зажигание и считайте показание вольтметра. Номинальное значение составляет около 5 В. Если полученное показание меньше, то на линии питания со стороны блока управления имеется неисправность.
49. Выполните измерение 2. Подсоедините высокочувствительный омметр к контактам 2 и 3 колодки штекера. Омметр должен показать 1,0-3,0 кОм.
50. Выполните измерение 3. Подсоедините высокочувствительный омметр к контактам 1 и 3 колодки штекера. Омметр должен показать 0,5-2,0 кОм.
Если хотя бы одно из полученных значений меньше названных, то потенциометр подлежит замене.
Датчик перемещения регулирующего золотника (автомобили выпуска с конца 1993 г.)
51. Отсоедините круглый многоконтактный штекер на задней стенке моторного отсека (см. иллюстрацию 11.42).
52. Выполните измерение 1. Подсоедините вольтметр к контакту 1 штекера («масса»).
53. Включите зажигание и считайте показание вольтметра. Номинальное значение составляет около 2,5 В. Если полученное показание меньше, то на линии питания со стороны блока управления имеется неисправность.
54. Выполните измерение 2. Подсоедините вольтметр к контакту 2 штекера («масса»).
55. Включите зажигание и считайте показание вольтметра. Номинальное значение составляет около 2,5 В. Если полученное показание меньше, то на линии питания со стороны блока управления имеется неисправность.
56. Выполните измерение 3. Подсоедините высокочувствительный омметр к контактам 1 и 3 колодки штекера. Омметр должен показать 4,9-7,5 кОм.
57. Выполните измерение 4. Подсоедините высокочувствительный омметр к контактам 2 и 3 колодки штекера. Омметр должен показать 4,9-7,5 кОм.
Если хотя бы одно из полученных значений при выполнении двух последних измерений меньше названных, то потенциометр подлежит замене.
Высотный корректор подачи топлива. Автомобили с автоматической коробкой передач и автомобили выпуска с конца 1993 г. с механической коробкой Сам корректор и его показания можно проверить только в мастерской. Автолюбитель может выполнить только проверку поступления питания к корректору.
58. Снимите облицовку в пространстве для ног пассажирской стороны.
59. Отсоедините штекер высотного корректора.
60. Подсоедините вольтметр к контактам 1 и 2 корректора (см. иллюстрацию).
61. Включите зажигание. Вольтметр должен показать примерно 5 В. В противном случае имеет место неисправность на проводе питания.
Клапан отсечки топлива
Для того, чтобы заглушить двигатель, клапан отсечки топлива запирает подачу топлива к форсункам. При выходе клапана отсечки топлива из строя двигатель запустить невозможно. Если двигатель не запускается, несмотря на то, что топливный бак полон и система предварительного разогрева в норме, то причиной тому может быть неисправность клапана.
62. Убедитесь в первую очередь, что провод питания клапана отсечки топлива в норме.
63. Попросите помощника повернуть ключ в замке зажигания, а сами послушайте, срабатывает ли при этом клапан отсечки топлива. При срабатывании клапан издаёт достаточно громкий щелкающий звук. Если такого звука не нет, то причина неисправности в отсутствии питания клапана или в самом клапане.
64. Проверьте подачу напряжения к клапану. Для этого включите зажигание и подсоедините к контакту клапана тестер с диодной лампочкой. Если лампочка загорится, то неисправен сам клапан. В противном случае неисправен провод подачи питания. Несмотря на неисправность клапана или перебои с его питанием, поездку можно продолжить.
65. Отсоедините провод от клапана отсечки топлива.
66. Выверните клапан из ТНВД.
67. Извлеките поршень клапана.
68. Вверните корпус клапана на место, чтобы обеспечить герметичность системы.
69. Запустите двигатель. Запуск выполнится как обычно, однако глушить двигатель надо будет при включенной передаче.
Проверка количества оборотов холостого хода у двигателей TDI необходима только в случае дефекта системы. Электронный блок управления автоматически поддерживает число оборотов двигателя на холостом ходу в пределах 800-900 об/мин.
Замена неисправных форсунок, а также регулировка начала подачи ТНВД выполняются на автомобилях с двигателем TDI так же, как у двигателей TD. Двигатели TD1 имеют лишь иные значения настройки и регулировки:
Значение проверки — 0,65-0,75 мм. Значение регулировки — 0,7±0,02 мм.