Двигатель 4A-F/FE
- Наложить новую прокладку головки цилиндров на блок цилиндров. Оба центрирующих штифта должны пройти через прокладку.
- Поставить головку цилиндров на блок цилиндров.
- Смазать моторным маслом резьбовую часть и нижнюю поверхность головок болтов головки цилиндров.
- С помощью специального ключа подтянуть болты головки цилиндров в последовательности, обратной указанной на рисунке 19 за три прохода, до момента, затяжки 60 Нм.
- Зажать шестигранник распределительного вала впускных клапанов в тисках и установить на вал все указанные на рисунке 45 детали. Установить стопорное кольцо, как показано на рисунке 62.
Рис. 62. Крепление деталей на распределительном вале впускных клапанов двигатель 4A-F/FE
- В соответствии с рисунком 43 вставить болты (1) и (2) в отверстия вторичного зубчатого колеса и провернуть колесо отверткой, чтобы можно было вставить болт (3) в оба зубчатых колеса и зафиксировать их в этом положении. Не повредить распределительный вал.
- Установить распределительный вал выпускных клапанов в отверстия подшипников и провернуть его в положение, указанное на рисунке 63. В этом положении кулачки первого и третьего цилиндров прижимают толкатели.
Рис. 63. Установка распределительного вала на двигателе 4A-F/FE. Штифт (1) должен находиться в указанном положении.
- Нанести герметик на поверхности под крышки подшипников со стороны зубчатого ремня.
- Поставить 4 крышки подшипников в соответствии с рисунком 64 на распределительный вал в головку цилиндров. Соблюдать направления стрелок на крышках.
Рис. 64. Расположение крышек подшипников на двигателе 4A-F/FE. Стрелки должны быть направлены вперед. Показан распределительным вал выпускных клапанов.
- Подтянуть все болты крышек подшипников по очереди в направлении от центра наружу до момента затяжки 13 Нм.
- Смазать губки нового сальника и запрессовать сальник в головку цилиндров, не повредив сальник.
- После этого провернуть распределительный вал, до установки показанного на рисунке 63 штифта слева. В этом положении кулачки четвертого цилиндра прижимают толкатели.
- Установить в головку цилиндров распределительный вал впускных клапанов. При этом совместить изображенные на рисунке 65 метки и ввести в зацепление оба зубчатых колеса. В этом положении кулачки первого и третьего цилиндров прижимают толкатели.
Рис. 65. Установка распределительного вала впускных клапанов. Совместить обе метки ("1" в кружке).
- Смазать места подшипников распределительного вала.
- Поставить крышки подшипников в соответствии с их маркировкой (см. рис. 63) и завернуть болты. Крышку подшипника №1 пока не устанавливать. Подтянуть все болты крышек подшипников по очереди от центра наружу до момента затяжки 13 Нм.
- Вытащить болт, вставленный ранее для удерживания приводной шестерни.
- Установить крышку подшипника № 1. При затруднениях отжать зубчатое колесо распределительного вала назад и вставить между колесом и головкой цилиндров отвертку. Попеременно затянуть оба болта до момента 13 Нм.
- Способом, показанным на рисунке 66, провернуть распределительный вал на один оборот из положения ВМТ опять в положение ВМТ, чтобы штифт находился в положении, указанном на рисунке. После установки шестерен в первоначальное положение проверить совпадение меток в соответствии с рисунком 67.
Рис. 66. Проворачивание распределительного вала для установки штифта (1)
Рис.67. При правильной установке метки установки момента зажигания должны стоять в указанном положении. 1. Установочная метка; 2. Метка ВМТ
- Выставить зубчатое колесо распределительного вала по штифту и надеть на распределительный вал способом, показанным на рисунке 68. Придерживать распределительный вал от проворачивания и затянуть болт зубчатого колеса моментом 47 Нм.
Рис. 68. Установка зубчатого колеса распределительного вала.
Теперь может быть установлен зубчатый ремень в соответствии со следующими указаниями:
- Проверить совпадение метки на крышке подшипника распределительного вала с малым отверстием в зубчатом колесе (см. рис. 68) и наложить зубчатый ремень на зубчатое колесо, чтобы совпали метки, сделанные при снятии ремня. Не допускать схода ремня с колеса коленчатого вала.
- Ослабить болт ролика натяжного устройства зубчатого ремня в соответствии с рисунком 69 и провернуть коленчатый вал на два оборота из положения ВМТ в положение ВМТ. Проворачивать коленвал только вправо.
Рис. 69. Ослабить болт ролика натяжного устройства зубчатого ремня (по направлению стрелки).
- Проверить установку фаз газораспределения в соответствии с рисунком 70. При несовпадении меток снять зубчатый ремень и переместить на один или два зуба.
Рис. 70. Выставка меток на распределительном вале и на шкиве коленчатого вала
- Выставить зубчатое колесо распределительного вала по штифту и надеть на распределительный вал способом, показанным на рисунке 68. Придерживать распределительный вал от проворачивания и затянуть болт зубчатого колеса моментом 47 Нм.
- Подтянуть болт натяжного ролика на рисунке 69 с моментом затяжки 37 Нм.
- Проверить натяжение зубчатого ремня в месте, указанном на рисунке 71. Если ремень не прогибается на заданный размер, необходимо отрегулировать натяжной ролик.
Pиc. 71. Натяжение зубчатого ремня определять в указанном месте
- Проверить зазоры клапанов, как описано в следующей главе.
- Установить крышку зубчатого ремня.
- Места, указанные на рисунке 72, очистить от герметика и нанести кисточкой герметик.
Рис. 72. Провернуть распределительный вал впускных клапанов до установки штифта (1) в положение 80° до ВМТ, то есть в вертикально.
- Наложить прокладку и поставит крышку головки цилиндров. Закрепит крышку головки цилиндров резиновыми наконечниками и гайками.
- Ввернуть свечи зажигания и затянут их моментом 18 Нм.
- Установить приводной ремень и шки водяного насоса. Отрегулировать натяжение ремня, как описано в главе 4.3.2.
- Установить впускной коллектор с но вой прокладкой. Болты и гайки завернуть с моментом затяжки 19 Нм. Установить опору впускного коллектора. Верхний болт затянуть моментом 19 Нм, а нижний болт моментом 40 Нм.
- Подсоединить водяной шланг и шпат вентиляции картера.
- Поставить топливный насос с двумя новыми прокладками и изолирующим фланцем и затянуть оба болта (карбюраторный двигатель).
- Нанести на хорошо очищенную поверхность корпуса заливного устройства слой герметика толщиной от 2 до 3 мм. Здесь используется специальный герметик, который есть на станции обслуживания TOYOTA. Не допускать попадания герметика в отверстия. Корпус должен быта установлен за 15 минут. Иначе придется снова нанести герметик. Болты затянута моментом 20 Нм. Подсоединить оба водяных шланга.
- Установить распределитель зажигания.
- Установить выпускной коллектор ( новой прокладкой. Затянуть болты и гайки моментом 25 Нм. Установить верхний теплозащитный щиток и опору коллектора.
- Таким же образом установить водосливную трубку. Болты затянуть моментом 20 Нм.
Двигатель 3S-FE
- Наложить новую прокладку головки цилиндров на блок цилиндров. Оба центрирующих штифта должны пройти через прокладку. Проверить положение прокладки.
- Поставить головку цилиндров на блок цилиндров.
- Смазать моторным маслом резьбовую часть и нижнюю поверхность головок всех болтов головки цилиндров.
- С помощью специального ключа подтянуть болты головки цилиндров в последовательности, обратной указанной (рис. 19) за три прохода до окончательного момента затяжки 65 Нм.
- Зажать шестигранник распредели» тельного вала впускных клапанов в тисках и установить на вал все указанные на рисунке 45 детали. Установить стопорное кольцо, как показано на рисунке 62.
- В соответствии с рисунком 44 вставить болт (1) в отверстие вторичного зубчатого колеса и провернуть колесо отверткой, чтобы можно было вставить болт (2) в оба зубчатых колеса для фиксирования их в этом положении. Не повредить распределительный вал.
- Вложить распределительный вал выпускных клапанов в отверстия подшипников и провернуть его в положение, указанное на рисунке 73. В этом положении кулачки первого и третьего цилиндров прижимают толкатели.
Рис. 73. Провернуть распределительный вал впускных клапанов. Штифт (1) должен находиться в положении ВМТ, то есть в вертикально.
- Нанести слой герметика толщиной 2—3 мм на поверхности передней крышки подшипников в соответствии с рисунком 74.
Рис. 74. В местах (1) наложить герметик толщиной "А" 2-3 мм
- Поставить 4 крышки подшипников распределительного вала в соответствии с рисунком 75 на распределительный вал в головку цилиндров. Поставить также переднюю крышку подшипника со стороны зубчатого ремня. Соблюдать направления стрелок на крышках.
Рис. 75. Положение крышек подшипников. Задняя крышка подшипника распределительного вала выпускных клапанов выглядит иначе. Крышки маркируются либо I" и числом (распределительный вал впускных клапанов), либо Е" и числом (распределительный вал выпускных клапанов).
- Подтянуть все болты крышек подшипников по очереди от центра наружу в указанной на рисунке 76 последовательности до момента затяжки 19 Нм.
Рис. 76. Последовательность затяжки крышей подшипников распределительного вала впускных клапанов. Крышки подшипников распределительного вала впускных клапанов затягиваются я зеркальном отображении.
- Смазать губки нового сальника и запрессовать сальник в головку цилиндров, не повредив сальник.
- После этого провернуть распределительный вал, чтобы показанный на рисунке 77 штифт находился в положении 10 перед ВМТ.
Рис. 77. Перед установкой распределительного вала выпускных клапанов нужно привести распределительный ваг впускных клапанов в указанное положение Важно положение (1).
- Установить в головку цилиндров распределительный вал впускных клапанов. При этом совместить обе изображенные на рисунке 78 метки и ввести в зацепление оба зубчатых колеса. В этом положении кулачки первого и третьего цилиндров прижимают соответствующие толкатели. Следует учитывать то, что на зубчатых колесах распределительных валов имеется несколько меток, то есть следует совмещать нужные метки. На рисунке показано,как должны располагаться метки после установки. При этом медленно проворачивать распределительный вал выпускных клапанов при зацепленных шестернях. При этом распределительный вал впускных клапанов медленно поворачивать шаг за шагом влево или вправо, пока распределительный вал выпускных клапанов не сядет в отверстия подшипников, не выступая.
- Смазать места подшипников распределительного вала, а также резьбовые части и нижние стороны головок болтов.
- Поставить крышки подшипников в соответствии с их маркировкой (так же, как показано на рисунке 75 для распределительного вала впускных клапанов) и ввернуть болты крышек подшипников в соответствии рис. 76, но в зеркальном отображении, то есть для этого вала болты крышки подшипника с передней стороны затягиваются последними. Момент затяжки составляет 19 Нм. Все крышки подшипников должны иметь маркировку "Е". В противном случае на распределительный вал впускных клапанов была установлена не та крышка.
- Вытащить болт, вставленный для блокировки приводной шестерни.
- Провернуть распределительный вал на один оборот из положения ВМТ опять в положение ВМТ, чтобы метки опять совпадали, как показано на рисунке 78 после установки шестерен в первоначальное положение.
Рис. 78. Правильное совпадение меток (2). Не путать их с точечными метками (1).
- Выставить зубчатое колесо распределительного вала по штифту и надеть на распределительный вал. Метки, указанные на рисунке 26, должны располагаться сверху. Удерживать распределительный вал и затянуть болт зубчатого колеса моментом 54 Нм.
Теперь установить и натянуть зубчатый ремень в соответствии со следующими указаниями:
- Наложить зубчатый ремень на зубчатое колесо, так чтобы совпали метки, сделанные при снятии ремня. Не допускать соскока ремня с колеса коленчатого вала. Ремень должен быть натянут между местами, указанными стрелками на рисунке 79.
Рис. 79. Правильно установленный зубчатый ремень. Натяжной ролик (1) служит для натяжения ремня
- Ослабить болт ролика натяжителя зубчатого ремня (это верхний ролик на рисунке 79) и провернуть коленчатый вал на два оборота из положения ВМТ в положение ВМТ. Проворачивать коленвал только по часовой стрелке.
- Еще раз проверить метки на зубчатом колесе распределительного вала и затянуть болт натяжного устройства зубчатого ремня моментом 42 Нм. При несовпадении меток снять зубчатый ремень и наложить снова, не выводя его из зацепления с зубчатым колесом коленчатого вала. При установке снятого ремня обязательно должны совпадать метки, сделанные при снятии.
- Проверить натяжение зубчатого ремня в месте, указанном на рисунке 80. Если ремень в этом месте натянут, регулировка произведена правильно. В противном случае следует отрегулировать натяжение путем ослабления и затяжки болта натяжного устройства. При затяжке болта удерживать натяжной ролик в новом положении.
Рис. 80. нажать на зубчатый ремень по стрелке. Если ремень продавливается до ремня с противоположной стороны, значит натяжение правильное
- Проверить и отрегулировать зазоры клапанов и установить крышку зубчатого ремня.
- Места, указанные на рисунке 81, очистить от герметика и нанести герметик. Наложить прокладку на крышку головки цилиндров и поставить крышку головки цилиндров. Закрепить крышку головки цилиндров резиновыми наконечниками и гайками в соответствии с рисунком 82. Сначала вставить наконечники под указанным углом и затем установить их в первоначальное положение.
Рис. 81. Нанести герметик в указанных местах
Рис. 82. Установка крышки головки цилиндров. Резиновые наконечники должны вставляться маркировкой (1), как показано на рисунке
- Ввернуть свечи зажигания и затянуть их моментом 18 Нм.
- Установить впускной коллектор с новой прокладкой. Болты и гайки завернуть с моментом затяжки 19 Нм. Установить опору впускного коллектора. Верхний болт затянуть моментом 19 Нм, а нижний болт моментом 40 Нм.
- Установить воздушную трубу на двух болтах и подсоединить воздушные шланги. Установить также напорные трубки устройства запуска холодного двигателя, корпус дроссельной заслонки и детали устройства возврата отработавших газов. Подсоединить все вакуумные шланги.
- Установить на водоотводную трубку новое уплотнительное кольцо, смазать кольцо моторным маслом и установить трубку с новой прокладкой. Затянуть трубку (две гайки и болта) моментом 9 Нм.
- Удалить старый герметик со штуцера слива охлаждающей жидкости и наложить новый герметик на поверхность корпуса. Подсоединить водяные и вакуумные шланги.
- Установить распределитель зажигания.
- Установить выпускной коллектор с новой прокладкой, теплозащитным щитком и т. д.
- Установить генератор переменного тока и отрегулировать натяжение клинового ремня, как описано в главе "Электрооборудование".