Двигатели 4A-F/FE
- Отвернуть гайки шкива водяного насоса, ослабить регулировочный болт клинового ремня и снять клиновой ремень (Рис. 5). Отвернуть шкив водяного насоса.
- Вывернуть четыре свечи зажигания. Для этого нужен длинный свечной ключ.
- Отключить шланг вентиляции картера от вентиляционного клапана.
- Отвернуть три гайки крышки головки цилиндров и снять крышку с уплотняющими шайбами гаек и прокладкой.
- Повернуть шкив коленчатого вала до совпадения метки с отметкой "0" на крышке зубчатого ремня. Проверить, есть ли люфт у толкателей клапанов первого цилиндра. Если люфта нет, провернуть двигатель еще на один оборот. На рис. 7 показано, как должен быть установлен шкив коленчатого вала, чтобы двигатель находился в ВМТ.
- Отвернуть трубку слива охлаждающей жидкости (2 болта).
- Отвернуть 2 болта и снять опору выпускного коллектора.
- Отвернуть 4 болта и снять верхний теплозащитный щиток выпускного коллектора.
- Отвернуть 3 болта и 2 гайки выпускного коллектора и снять выпускной коллектор с прокладками. Отвернуть 3 болта и снять нижний теплозащитный щиток выпускного коллектора.
- Снять распределитель зажигания вместе с проводами зажигания.
- Снять корпус входного устройства системы охлаждения. Для этого отключить 2 водяных шланга, отвернуть 2 гайки и болт (Рис. 37) и снять корпус.
Рис. 37. Снятие корпуса входного устройства системы охлаждения (на двигателя 4A-F/FE)
- На карбюраторных двигателях (4A-F) снять топливный насос (Рис. 38).
Рис. 38. Снятие топливного насоса (на двигателе 4E-F)
- Отключить шланг вентиляции картера, отсоединить водяной шланг от впускного коллектора и снять 2 болта опоры впускного коллектора.
- Отвернуть 6 болтов и 2 гайки, снять скобу кабеля и снять впускной коллектор с прокладкой.
- Отвернуть верхнюю и нижнюю крышки зубчатого ремня и снять прокладки. Всего следует отвернуть 3 болта с каждой стороны.
- При установке старого зубчатого ремня нанести на нем стрелку направления движения и метки расположения относительно шестерни распределительного вала и шкива коленчатого вала, как это видно из рис. 10, но в этом случае метку наносить только на шестерне распределительного вала.
- Ослабить спереди болт натяжителя зубчатого ремня, отжать натяжитель до упора влево, как показано на рис. 11, и затянуть в этом положении. Теперь зубчатый ремень свободен и может быть снят. При этом снимать ремень с натягом, чтобы он не мог соскочить с зубчатого колеса коленчатого вала. Не допускать попадания в газораспределительный механизм посторонних предметов и не запачкать ремень.
- Ослабить болт шестерни распределительного вала. Следует придерживать вал, как показано на рис. 12, чтобы он не проворачивался.
- Измерить осевой люфт обоих распределительных валов. Для этого установить на конце распределительного вала стрелочный индикатор, как показано на рис. 14, и двумя отвертками передвигать распределительный вал в обе стороны. Снимать показания стрелочного индикатора. Люфт впускного распределительного вала должен находиться в пределах от 0,030 до 0,085 мм; люфт выпускного распределительного вала должен находиться в пределах от 0,035 до 0,090 мм.
- Снять оба распределительных вала в соответствии с указаниями главы 2.2.
- С помощью ключа Torx ослабить болты крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рис. 19. Ослабление болтов в другой последовательности может вызвать перекос головки цилиндров. Приподнять головку цилиндров. Если головка крепко засела, вставить отвертку в указанном на рис. 20 месте между выступом моторного блока и головкой, не повредив при этом поверхности. Головка сидит на штифтах.
Двигатель 3S-FE
- Отключить аккумулятор и слить охлаждающую жидкость.
- Освободить установочную планку генератора, отклонить генератор и снять приводной ремень. Снять генератор.
- Отвернуть подъемные скобы двигателя и снять верхнюю подвеску генератора.
- При наличии катализатора снять выпускной коллектор и катализатор или выпускной коллектор. Снять все теплозащитные щитки для обеспечения доступа к болтам и гайкам.
- После снятия свечных наконечников вывернуть свечи зажигания длинным свечным ключом.
- Отвернуть 4 гайки крышки головки цилиндров и снять крышку с уплотняющими шайбами и прокладкой крышки.
- Снять блок дроссельной заслонки устройства впрыска топлива, отсоединить воздушный шланг и воздушную трубу.
- Отвернуть опору впускного коллектора, отключить вакуумный шланг и отвернуть коллектор. Снять коллектор с прокладкой.
- Провернуть коленчатый вал до совпадения метки на ременном шкиве коленчатого вала с отметкой "0" на шкале с передней стороны двигателя (см. рис. 7). Проверить, что клапаны первого цилиндра имеют зазоры. Если они переключаются, провернуть коленчатый вал еще на один оборот. Во избежание ошибки наблюдать за зубчатым колесом распределительного вала. На колесе есть отверстие, которое должно совпасть с меткой на крышке подшипника распределительного вала, как показано на рис. 26.
- Снять корпус сливного узла системы охлаждения (2 болта).
- Снять распределитель зажигания с проводами зажигания.
- Отвернуть отводную трубку системы охлаждения. Предварительно отсоединить водяные шланги. После этого отвернуть 2 болта и 2 гайки, снять трубку и прокладку, а также уплотнительное кольцо.
Рис. 39а. Снятие отводной трубки системы охлаждения
Рис. 39b. Снятие верхней крышки зубчатого ремня на двигателе 3S-FE
- Если имеется, снять клапан возврата выхлопных газов и клапан управления. Они находятся в месте, показанном на рис. 31. Для снятия отключить вакуумные шланги, отвернуть накидную гайку и отвернуть два болта. Снять клапан управления с прокладкой. Клапан возврата выхлопных газов крепится одним болтом.
- Снять трубки впрыска и форсунки.
- Отвернуть 5 болтов и снять верхнюю крышку зубчатого ремня. Снять прокладку.
- При установке старого ремня нанести стрелку направления движения ремня и метку на ремне относительно колеса распределительного вала, как показано на рис. 27.
- Ослабить болт натяжителя зубчатого ремня, отжать натяжитель до упора влево, как показано на рис. 11, и затянуть в этом положении. Теперь зубчатый ремень свободен и может быть снят. При этом обеспечить натяг ремня, чтобы он не мог соскочить с зубчатого колеса коленчатого вала.
- Отвернуть болт колеса распределительного вала. Так как при этом вал проворачивается, его следует придерживать. Обычно для этого используется приспособление, которое показано на рис. 30, которое вставляется в два отверстия в колесе, но можно также вставить в одно из отверстий длинный стержень, проворачивать колесо до упирания стержня в головку цилиндров и после этого отвернуть болт. Снять шайбу и зубчатое колесо.
- Отвернуть 4 болта и отвернуть крышку с передней стороны головки цилиндров. Крышка изображена на рис. 40.
Рис. 40. До снятия распределительного вала снять крышку с передней стороны головки цилиндров
- До снятия распределительных валов следует измерить их осевой люфт. Эти работы уже были описаны выше. После этого снять распределительные валы.
- С помощью ключа Тоrх ослабить болты крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рис. 19. Ослабление болтов в другой последовательности может привести в перекосу головки цилиндров. Приподнять головку цилиндров. Если головка засела, вставить отвертку, как показано на рис. 20, между выступом на моторном блоке и головкой, не повредив при этом поверхности. Головка сидит на штифтах.