- Поршни и шатуны вынимаются с внутренней стороны цилиндра рукояткой молотка вверх, после снятия крышек подшипников шатунов и вкладышей подшипников. При проведении этих работ следует соблюдать указания по маркировке, установочному положению и т. д.
- Пронумеровать каждый поршень и соответствующий шатун по номеру цилиндра, из которого они вынимаются. Это лучше всего сделать краской на днище поршня. Нанести также на днище поршня стрелку по направлению к передней стороне двигателя.
- При снятии поршня с шатуном учитывать точное монтажное положение и сразу же после снятия нанести на одной стороне крышки подшипника номер цилиндра. Это лучше всего сделать с помощью керна (цилиндр № 1 — один удар, и т. д. Рис. 22).
- Отметить вкладыши подшипников по отношению к шатуну и к крышке подшипника. Также замаркировать нижние и верхние вкладыши подшипников краской с задней стороны.
- Снять крышки подшипников и вкладыши и снять детали, как упоминалось выше. При необходимости удалить кольцо отложения обгоревшего масла с верхней части цилиндров.
- С помощью щипцов для поршневых колец последовательно снять поршневые кольца (Рис. 87). Если кольца будут устанавливаться снова, пометить их соответствующим образом. Если нет щипцов для поршневых колец, можно подсунуть под кольцо с противоположных сторон поршня металлические планки и сдвинуть кольцо. Во избежание царапин планку подкладывать под стык кольца.
Рис. 87. Снятие или установка поршневого кольца с помощью цилиндров для поршневых колец. Чтобы не сломать кольцо, щипцы раздвигать не нужно.
Поршни и шатуны следует разбирать только тогда, когда это безусловно необходимо. Чтобы проверить состояние поршней и шатунов, держать шатун в руке, как показано на рисунке 88, и наклонять поршень в обе стороны. Если поршень "опрокидывается", заменить поршни и шатуны в комплекте. Пальцы запрессованы в шатунах и должны быть освобождены с помощью пресса.
Рис. 88. Контроль поршневой группы